Одержимый делом

К нам в редакцию пришёл ветеран труда авиационного завода, известный в городе писатель Леонид Дмитриевич Воробьёв и поведал историю об удивительном человеке — Олеге Владимировиче ГЛУШКО. Родившийся в один год с флагманом авиастроительной отрасли России, он всю свою жизнь связал с этим предприятием. По словам Леонида Дмитриевича, такой человек, как Олег Глушко, заслуживает как бесценный самородок сохранения памяти о себе на долгие годы. Почему? Читайте далее.

Олег Владимирович Глушко родился 1 июля 1934 года в селе Некрасовка Калачинского района Омской области. От рождения природа наградила его волевым характером, смелостью, упорством, настойчивостью и трудолюбием. Со школьной скамьи Олег для себя выбрал цель: связать свою жизнь только с авиацией. Завершив обучение в школе, он поступает на самолётостроительное отделение Приморского авиационного техникума.

После успешного окончания техникума 27 августа 1953 года он был принят на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод подготовителем в агрегатно-сборочном цехе № 3. Молодой энергичный рабочий сразу проявил свои деловые качества, хорошую техническую подготовку и в этом же цехе был назначен на должность производственного мастера.

Вскоре завод приступил к освоению производства нового боевого самолёта, возрождённого ОКБ Павла Осиповича Сухого. Этим самолётом явился СУ-7. Смена разработчика привела к перерождению завода, изменению всего образа жизнедеятельности коллектива. Глушко с присущей ему энергией включился в процесс ознакомления с особенностями организации производства новых самолётов.

Нужно отметить, что в ОКБ чертежи разрабатывались без учёта использования возможностей технологической базы Комсомольского-на-Амуре авиазавода. ОКБ и завод долго «привыкали» друг к другу. ОКБ П.О.Сухого впервые получил для себя целый завод. А завод из ряда ведомых предприятий становился ведущим. Как говорится, получил «флаг в руки» на пути самостоятельного развития. Более того, высокая степень новизны принятых генеральным конструктором Павлом Осиповичем Сухим решений с применением новых жаростойких, высокопрочных материалов и особенностей технологических процессов их обработки привела к серьёзной реконструкции цехов, приобретению новых станков и оборудования. Требовались переподготовка кадров, обучение рабочего персонала работе на новом оборудовании и освоение новых профессий.

Совместные бригады по конструктивно-технологической проработке чертежей и поиску приемлемых решений с привлечением всех ведущих специалистов технологических служб завода, филиала ОКБ, а зачастую и ОКБ и отраслевых научных центров, работали в напряжённом режиме. Олег Владимирович не оставался в стороне от этой очень важной работы. Он понимал, что в этом не только его будущее, но и будущее всего завода.

Неуёмное стремление к улучшению качества сборки, упрощению конструктивных особенностей элементов конструкции, снижению затрат в производстве приводят его в отдел главного конструктора (ОГК). Здесь ему буквально через год присваивается квалификация инженера-конструктора I категории. С 1960 года Глушко уже возглавляет бюро взлётно-посадочных устройств (ШУГ) в ОГК. Без всякого сомнения, освоение серийного производства реактивных боевых высокоманевренных, сверхзвуковых самолётов поставило перед заводом массу сложнейших проблем. Молодой руководитель буквально сутками не покидал заводские цеха. Вместе с коллегами из ОКБ, ведущими специалистами отраслевых институтов и специалистами инженерных служб завода, занимаясь решением проблем повышения надёжности, Глушко, вникая в их глубину, всё больше убеждался в необходимости обязательного внедрения новых конструктивно-технологических элементов — компенсаторов.

В своё время ещё в 1963 году Олег Владимирович вышел с предложением создать отдельную инженерную службу — отдел надёжности и ресурсных испытаний. Предложение было принято, и Глушко тогда сформировал и возглавил эту службу. По сей день этот отдел является важнейшим звеном в системе контроля высокого качества выпускаемых нашим заводом самолётов. С 1965 года заводу предстояло преодолеть новый рубеж: обеспечить успешную, а главное — надёжную эксплуатацию самолётов, поставляемых на экспорт. Это новое дело поручается О. В. Глушко: он назначается начальником экспортно-технического отдела. Немаловажное значение для подобного назначения имел приобретённые Олегом Владимировичем опыт и авторитет в качестве заместителя главного контролёра. Его объективная принципиальность в решении вопросов качества всегда исходила из конкретных требований и предложений. А это говорило о многом.

В начале 1990 года Глушко назначается заместителем главного инженера по эксплуатации и экспорту. В кризисный период «развальной» экономики, когда вопрос о производстве новых самолётов для ВВС страны висел буквально «на волоске», Олег Владимирович принял самое активное участие в создании ремонтного производства непосредственно на заводе для ранее выпущенных самолётов типа Су-27, Су-33 в цехах предприятия. Настойчивость, а главное — готовность завода обеспечить при ремонте углублённую модернизацию машин, были определяющими факторами для принятия положительного решения. И этому направлению работ, «взвалив» эту ношу на свои плечи, Олег Владимирович обеспечил «зелёную улицу». Свою трудовую деятельность Глушко завершил в должности заместителя главного инженера по экспорту, эксплуатации и ремонту самолётов.

Будет упущением, если к профессиональному портрету Олега Владимировича Глушко мы не добавим ярких красок его личностных качеств и творческих способностей. Его коммуникабельность, природное дарование находить необходимую интонацию при деловых разговорах неоднократно отмечали представители внешнеторговых организаций страны и за рубежом, научно-исследовательских институтов, в эксплуатирующих и заказывающих организациях. С чувством глубокого уважения, а зачастую и восторга, вспоминали представители лётного состава экипажей заказчика, которые принимали и готовили затем самолёты к перегону, о всесторонней помощи и поддержке Олега Владимировича. Он, как заботливый отец, проводил практически с ними дни и ночи, оберегая от ненужных хлопот и создавая благоприятную обстановку. Представители командного состава ВВС, несмотря на свою занятость, всегда были готовы принять Глушко.

Такие же деловые и благожелательные отношения сложились в процессе совместной работы у Глушко с представителями «Рособоронэкспорта» («Росвооружение»). И во многом этому способствовали его высокая культура и грамотность подготовки необходимых для переговоров и встреч проектов протоколов и других документов. Глушко до тонкостей продумывал содержание их не только с позиций ответственности и интересов завода, но и предусматривал гарантийные обязательства перед партнёрами вплоть до форс-мажорных ситуаций. Им импонировал этот знающий до тонкостей своё дело человек, умеющий держать своё слово.

Будучи великолепным рассказчиком, Глушко мастерски владел словом. В любой компании он всегда привлекал к себе внимание весёлой историей из жизни, анекдотом или шуткой. Не оставался в стороне от возможности сказать своё авторитетное слово, когда готовились материалы для книг исторического характера по истории завода. Глубина памяти о событиях и людях, о которых вспоминал Олег Владимирович, просто поражает. А когда по заводу вышел приказ, обязывающий всех руководителей ведущих отделов не только подготовить и передать созданному историческому «Экспоцентру» материалы по истории своих коллективов, но и представить проекты экспозиций, Глушко взялся за это дело лично сам. Вот тогда и проявились его художественные дарования, дизайнерские способности. Работая над своим проектом экспозиции, Олег Владимирович одновременно предложил несколько вариантов эмблем-логотипов для предприятия. Его вариант в виде голубого сегмента с символическим контуром Су-27 в плане на белом фоне, опирающимся на текст «КНААПО», был признан лучшим и стал эмблемой завода. Да, должен отметить, что экспозиция, которую разработал и скомпоновал для «Экспоцентра» Глушко, была признана одной из лучших.

Однажды в разговоре со мной о будущих перспективах Олег Владимирович высказался предельно чётко: «Перспектива в загрузке завода зависит в первую очередь от нас самих. Если мы преданы своему делу, посвящая ему свою жизнь, вкладываем в него всё, на что способны, то, без всякого сомнения, у каждого в трудовой книжке будет всего две строки. Первая: «Принят на авиационный завод имени Юрия Алексеевича Гагарина…», а вторая, как у меня после пятидесятилетнего стажа работы: «…Уволен в связи с уходом на заслуженный отдых».

Леонид Дмитриевич Воробьев

За свой беззаветный труд Олег Владимирович Глушко был награждён медалями: «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда». Награждён знаками «За безупречную работу на заводе в течение 30 лет», «За безупречную работу на заводе в течение 40 лет». Отмечен почётными званиями: «Заслуженный специалист завода», «Отличник качества отрасли», «Почётный авиастроитель Российской Федерации», «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Р.S. Зарубежные аналитики разных стран пытаются понять: какими секретами владеют русские специалисты, которые позволяют им создавать лучшую боевую авиационную технику в мире? Получив в свои руки один из самолётов СУ-27, который американцам удалось купить в Белоруссии, они так и не смогли после тщательного его изучения найти эти особые секреты.

Я глубоко убеждён, что основной «секрет» России заключается в её учёных-исследователях, специалистах и рабочих. Все они, без исключения, относятся к категории людей, беззаветно одержимых делом. Людей, которые и есть настоящие патриоты своей профессии, своей Родины. И Олег Владимирович Глушко был одним из них.

Ветеран труда Л. Д. ВОРОБЬЁВ

Яндекс.Метрика