Прошедшим летом завершился ставший уже традиционным шлюпочный поход Комсомольского-на-Амуре Клуба юных моряков «Алые паруса» им. Г.Невельского. В этом году ребята были в походе 24 дня, пройдя в общей сложности 580 км по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Амурские столбы – Николаевск-на-Амуре.

Новые ялы – просто сказка

Поход был разделён на две части – сухопутную и водную. Десять дней курсанты провели на Амурских столбах, где занимались реконструкцией общественного пространства – туристического лагеря, совершили марш-бросок на Шаман-камень и затем ещё десять дней на ялах шли до Николаевска-на-Амуре.

— Туристическая тропа на Амурские столбы набита как дорожка в парке Гагарина, — говорит руководитель шлюпочного похода Андрей Хисматуллин. — А вот лагерь оказался в плачевном состоянии. Нас было много – 36 курсантов и 6 педагогов, и мы решили сделать капитальную реконструкцию: снесли всё старое и построили бивак заново. Бревенчатый 8-метровый сруб, два стола, над ними подняли навес, огородили боковые стороны, построили душ, туалет, заготовили дрова.

 

 

Курсанты Влад Ильин и Родион Кривошеев

 

 

В этом походе были испытаны новые ялы, подаренные Клубу юных моряков компанией «Роснефть».

— Это просто сказка, — не скрывает радости Андрей Хисматуллин. — Для меня, для педагогов, для детей. Если прежде нам приходилось постоянно откачивать воду, то сейчас отдыхающая смена, 6 человек, может 15 минут полноценно отдохнуть, заняться своими делами.

Но самое приятное наступало при поднятии паруса. Если ранее крен на парусе приводил к добавлению воды, потому что верхние пояса старых, деревянных ялов протекали ещё больше, чем нижние, так как не разбухали в воде, и приходилось постоянно откачивать воду двумя насосами, кружками, ковшами, то сейчас, как только поднимали парус, дети могли позволить себе беззаботный отдых и даже сон.

Кроме того, новые ялы, благодаря лёгкости и новым обводам, дали возможность ходить под парусом гораздо быстрее, идти круче к линии ветра, и если раньше при высоте волны 1 метр ялы не проходили, то сейчас даже 1,5-метровые гребни не создают проблем.

 

 

Очень повезло в этом году кюмовцам с погодой. До обеда гребли, после обеда шли под парусом, дожди были практически только по ночам. Водный поход занял 9 дней. Каждый день традиционно гребли по 50 км.

В составе участников похода было 6 новичков, в том числе врач Алена Гребенникова. Отлично зарекомендовал себя в суровых походных условиях самый младший курсант — 11-летний Влад Ильин.

Тем не менее, были и такие, которые пали духом. Как правило, происходило это в непогоду, когда утром под моросящим дождём надо было собирать сырые вещи, заготавливать дрова. Дождь психологически ломает половину отряда. Современные дети стали очень чувствительны к снижению комфорта.

— Раньше все-таки было больше закалки, условия были на грани выживания. В прошлые походы, особенно при Геннадии Георгиевиче Путятине приходилось по-настоящему, по-флотски тяжело. Сейчас мы пришли к условиям более комфортным как для проживания, так и прохождения маршрута. Пытаемся сделать поход познавательным, чтобы дети могли и посмотреть, и отдохнуть, и порыбачить, поделать сувениры.
В наше время и дети стали другие, мягче характерами, морально слабее, и родители стали более требовательно относиться к условиям похода детей.
И в свою очередь, хотелось бы напомнить родителям, чтобы они обращали внимание на питание детей дома, на формирование привычек питания. Практически все ребята не могут есть без кетчупа, а зачастую готовы одним кетчупом питаться, ну что это такое?

Только ведь следует понять: все эти походы организованы именно в целях отрыва от цивилизации и отработки навыков выживания, что очень важно для человека морской выучки. Поэтому многие ребята после учебы в Клубе юных моряков идут в училища ВМФ, где тяготы флотской подготовки переносятся ими намного легче.

— Очень жаль, что закрылась федеральная программа «Возрождение российского флота». По ней мы отправляли на флотскую практику ежегодно по 5 курсантов на парусник «Паллада» во Владивостоке, — говорит Андрей Хисматуллин. — За 3 года мы успели отправить 12 курсантов, девять из которых сейчас учатся в военно-морских учебных заведениях, это практически 80 процентов успешной профориентации.

 

 Как медведь вахту на столб загнал

В процессе похода были не только встречи с памятными местами Нижнего Амура. В прошлом году лосось не пришёл в Комсомольск, потому что Амур был перегорожен заборами, так называемыми заездками. В этом году их убрали. Лиман чистый. Пришла летняя кета, и за кетой с сопок спустились медведи.
К тому же, многие несознательные рыбаки, проезжая на лодках и видя медведей, бросают им рыбу, тем самым прикармливая хищников.

— Если раньше медведи еще хоть как-то побаивались, погремишь металлом, они уходят, но в этом году они не боялись ничего, даже костров. Пришлось разводить 3 костра, и ставить две вахты вместо одной. Для защиты от медведей у нас есть сигнал охотника. И это реально нам помогало. Это то, чего медведь реально боится. Один раз слышу неимоверный грохот, выхожу из палатки, медведь на биваке хозяйничает, а вся вахта сидит на металлическом столбе радиолокации. Костры у них по безалаберности потухли, пришёл медведь, загнал вахту на столб и принялся хозяйничать.

 

Жизнь в низовье Амура

По ходу следования маршрутом выяснилось: населения на Нижнем Амуре всё меньше и меньше. Народ уезжает. Ситуация буквально как после гитлеровской оккупации. Рыбы нет, лес или вырубили или в пожарах сгорел.

В своё время краевые власти активно поднимали тему развития туризма по Амуру. Что там развивать, если людей нет? К примеру, хлеб курсанты могли закупить в Сусанино, Ягодном, Богородском и Тыре. На 600 км 4-5 деревень с хлебом, в остальных хлеба нет. Вода привозная. В этом году в Богородском ребятам пришлось набирать воду по счетчику. Колодцев нет, их давно никто не чистит.

Сами по себе жители сел обленились, и такое чувство, что плюнули на всё. Да, живут в деревне, государство самоустранилось, но колодцы-то можно почистить? Но все ждут, что кто-то придёт и сделает это.

Там, где ещё осталась рыба, люди как-то обустраиваются, Средний Амур, до которого рыба не доходит и где леса нет, практически вымирает. Дома-развалюхи, поваленные заборы, заброшенные огороды. В Николаевске-на-Амуре нет даже обычной столовой. На весь город одно дорогущее кафе.
Порт и судостроительный завод развалились, ТЭЦ едва работает. Давно закрыт когда-то хорошо развитый поселок -порт Маго, протока заросла, и суда туда уже не заходят.

Амур по большей части пустой, изредка ходят баржи «Полиметалла» и «Албазино».

— Когда посещаешь краеведческий музей Николаевска, хорошо понимаешь, что богатство Амура создавалось рыбой. В своё время многочисленные поселковые рыбозаводы выпускали огромный ассортимент рыбной продукции.

Неизвестно кто и как в наше время охраняет низовья Амура. Никакой охраны практически не видно. Два раза кюмовцы видели пограничные катера. Браконьеры трудятся средь бела дня, ничего не боясь, ставят сети по 300 метров через весь Амур. На побережье лимана в ямах валяются туши вспоротых осетров.

Рейды проходят во время хода кеты, приходят два экипажа по охране биоресурсов. Но катера браконьеров на водомётах, они могут уйти по мелководью в протоки, влететь в заросли травы и там затаиться. Мощные катера рыбоохраны могут патрулировать лиман только на открытом пространстве. Беспилотники, говорите? В бумажных отчётах правоохранительных органов, призванных держать под контролем федеральные ресурсы, эти беспилотники, наверное, существуют.

Петровская коса — 40 км, вдоль всего берега стоят сигнальные мачты. Браконьерский пост флажным семафором и дымом передаёт приближение рыбоохраны. Даже рации не нужны. Сидит один «индеец» с биноклем, пьёт чай и отслеживает ситуацию.

С каждым годом лиман все больше зарастает травой. Спасают ситуацию, как ни странно, наводнения, которые хоть как-то чистят Амур. Скорость течения при этом возрастает до 12 км/час.

Впрочем, что это мы все о грустном? Шлюпочный поход как всегда прошёл на отличном познавательном и организационном уровне. Ещё одно поколение курсантов Клуба Юных Моряков в походных условиях научилось настоящей товарищеской взаимовыручке и на практике отработало морские навыки, пройдя по Амуру, одной из величайших рек планеты.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial