Амур и проблемы паводков

Почему бассейн реки Амур внезапно затопило? Река держит свой путь через горы Восточной России, и является главной рекой, в глубине суши вбирающей в себя воды нескольких других рек, являющихся её притоками.

Тонете вы по причине просчёта гидростроителей. Им ведь что нужно? Энергия и прибыль! И главное, чтобы их построенная плотина не фильтровала и крепко держала вешние воды, а также позволяла проводить сброс воды по мере потребности.

Искусственные водохранилища нарушают природный ход событий. Вешняя река Зея сбрасывала в Амур за два месяца до 80% своего стока, что и уходило в океан. Сейчас эти воды проходят через турбины Зейской ГЭС в течение года, но поделённые почти поровну по месяцам. Отсюда следует, что летний уровень стока изменился. Изменился и уровень Амура, отсюда и летние потопы. Дождевой воде просто деваться уже не куда.

Взгляд на топографическую карту показывает, что, прежде чем достигнуть моря, Амур держит свой путь через гористый регион. Тихоокеанские плиты постоянно сжимает, они осуществляют субдукцию друг под друга или наползают друг на друга, а ещё их заталкивает под Японию. Что происходит в глубине суши во время этого процесса? Река Амур, так сказать, была пережата, когда пыталась нести свои воды в море, так что река втекала туда медленнее, несла меньший поток, дно реки поднимается, следовательно, глубина уменьшается. Такие изменения, которые вызывают наводнение, испытывают как зоны растяжения, так и зоны сжатия.

Мне довелось поработать в тех местах, а именно на строительстве газопровода Сахалин – Комсомольск-на-Амуре. Работая главным специалистом по связи и автоматике, я часто летал на вертолёте над этой действительно могущественной рекой. Амур — тихая река, но довольно-таки мутная, с огромными разливами – озёрами, и здесь особый интерес представляет разлив – водохранилище Большое Кизи. От Мариинска на теплоходе идёшь часов шесть, а дальше перешеек километров двадцать с перепадом метров в сто пятьдесят, и ты уже на берегу Татарского пролива в морском порту Де Кастри. По этому пространству проложен и тот знаменитый дальневосточный нефтепровод, построенный во время войны, работающий по сей день и описанный В.Н.Ажаевым в книге «Далеко от Москвы». В далёкие времена родилась идея в этих местах построить шлюзовой судоподъёмник и соединить Амур с Тихим океаном.  По таким шлюзам выгодно было бы подниматься и дальше по Амуру идти до его устья в порт Николаевск-на-Амуре и даже до Хабаровска и Благовещенска. Проход на север по Татарскому проливу не судоходен, и приходится обходить Сахалин с восточной стороны, что порой бывает не совсем безопасно. По мнению геологов и историков, да и просто наблюдательного человека, особенно когда пролетаешь над этими просторами на вертолёте, складывается впечатление, что летишь над дельтой устья огромной реки.

Как мы прокладывали трубы газопровода, таким же образом можно проложить и водоводы из Амура к берегу Татарского пролива и оснастить их турбинами. И сразу решается два вопроса: обеспечение региона энергетикой и второе — регулирование стока реки. А это работа к примеру 12 красноярских агрегатов, без всяких последствий для Великой реки. И ни каких плотин. Дополнительный сброс 200-300 куб. км воды в год. И уровень воды можно будет регулировать на минус 10-15 метров от ординара. Да и дальше река до Николаевска-на-Амуре вряд ли потеряет свои судоходные качества. Этот дополнительный сброс приведёт к созданию огромных пойменных пространств с богатейшими возможностями для сельского хозяйства, тогда «дальневосточный гектар» станет золотым и очень притягательным.

Следует заметить, что речной ил, да ещё обогащённый вулканическим пеплом, — это же ценнейшее удобрение для мирового сельского хозяйства, земли которого обеднены микроэлементами. Это получше того чернозёма, что немцы вывозили вагонами в войну с Украины.

Я полагаю, что для дальневосточника не являются секретом те планы, что претворялись в сталинские времена. Эти планы создавали люди, прекрасно понимавшие развитие региона. И, наверное, есть и сегодня смысл достроить железную дорогу от станции Ягодная до Погиби, а дальше и на Сахалин. И новые планы можно будет спокойно реализовывать, зарегулировав Амур.

Дальний Восток далеко, но он наш.

С глубочайшим уважением к вам Геннадий ИВАНОВ, член-корреспондент Сибирской академии истории и культуры, действительный член Русского географического общества.

г. Красноярск

 

 

Яндекс.Метрика