Тревожные годы военные

Мы продолжаем конкурс рассказов о войне «Тревожные годы военные», который посвящён 75-летию Победы. Наш спонсор – магазин «Четыре глаза» — предоставил подарки для победителей.

Напоминаем, что желающие принять участие в конкурсе присылают воспоминания о Великой Отечественной войне – свои или родственников, переживших военное время. Приложенные к рассказу фотографии украсят публикацию в газете.

Письма принимаются до 1 мая. Их можно принести или прислать по почте в рукописном варианте по адресу: улица Кирова, 31, редакция газеты «Дальневосточный Комсомольск», или на электронный адрес dvkredakcia@gmail.com с пометкой «Конкурс Победы».

Результаты конкурса будут подведены после 9 мая. В одном из номеров мы назовём лучшие рассказы и вручим победителям подарки.

Партизанские тропы

Утро. Такие осенние рассветы бывают на Брянщине вблизи белорусских лесов. Лучи солнца ласкали просыпающиеся сёла. Но эту тишину внезапно нарушает рёв моторов.

Колонна немецких автомашин и мотоциклистов врывается в районный центр Гордеевка. Фашистские палачи занялись грабежом, зверски начали издеваться над беззащитными женщинами, детьми и стариками. Сгоняли мирных людей в сараи, дома и поджигали строения. Оттуда доносились вопли, крик, стоны и плач. Каратели всё это снимали на фотоаппараты, позируя и смеясь диким хохотом, глядя на происходящее. Зарево от горящих домов видно было на всю округу. В школах оккупанты размещали своих солдат, классы превратили в казармы.

Уже в первые дни оккупации стали организовываться группы подпольщиков. В основном для большей конспирации они состояли из родственников, поэтому в сёлах не все знали об этих группах и их работе. Многие подпольщики специально оставались в зонах оккупации и по заданию своих командиров шли на работу к немцам. В Гордеевке группа подпольщиков, которой руководили Александр Ефименко и Пётр Весёлый, была собрана из учителей и старшеклассников. Сам Ефименко – юрист, в мирное время работал в прокуратуре следователем, а Пётр был директором школы.

Вскоре подпольщики установили связь с партизанами. Чтобы добыть оружие, «снимали» часовых, совершали налёты на склады боеприпасов. Пётр Весёлый приобщил к подпольной работе свою сестру Марию Весёлую, которая до войны работала учителем сельской школы и сейчас могла подключить своих вчерашних учеников для сбора сведений, которые нужны партизанам. В первые дни войны сельские ребятишки прибегали к Марии Ефимовне, встревоженно и доверчиво слушали свою любимую учительницу. Доступными для детских душ словами она говорила о фашизме, о подвиге людей, вставших на защиту своей Родины. Она осторожно приобщала к подпольной работе тех, кто посмышлённее, повзрослее. Но когда немцы превратили школу в казарму, Мария стала приглашать ребятишек к себе домой. Задания давала с большой осторожностью и в тайне от каждого.

— Ты, Машенька, особо не рискуй нашими ребятишками, — говорила учительнице брат. — Без их помощи нам не обойтись. Они у тебя молодцы, хорошо усвоили свою работу.
— Так я же знаю, с кем работаю, и детей на гибель не посылаю, -ответила Мария.
— За собранные ценные сведения поблагодари от имени подполья своих сорванцов за их находчивость, — сказал Пётр и улыбнулся.

Марии часто приходилось наблюдать за движением техники, смотрела, где находятся посты часовых, порядок их смены, кого и когда собираются арестовывать и направлять в Германию. Память у неё оказалась отличная, учительница быстро ориентировалась в обстановке, умела самостоятельно принимать решения и никогда не ошибалась. У неё всегда была крылатая фраза: «Промедление – смерти подобно!».

Во многом, не зная того, Марии помогали её младшая сестра Оля и другие родственники. Мария на задания подполья ходила смело. Только одно было у неё на уме: если попадусь, то никого никогда не предам под любыми пытками. За связь с партизанами каратели уничтожали всю семью, родственников и даже всё селение. Она понимала, что идёт на риск и от её сведений зависит успех операции группы по уничтожению фашистов.

До мелочей был продуман подпольщиками план по разгрому немецкой комендатуры, складов, бензохранилища и тяжёлой техники. Сведения Марии были точными и ценными, но как их передать партизанам? Выход был найден. Возвращаясь домой, Мария встретила своего бывшего ученика Женю Кривоноса, который весь бледный и в слезах сказал, что его хотели угнать в Германию, но ему удалось сбежать. Тем же вечером Мария привела Женю в штаб подпольщиков. Так была спасена жизнь парнишки.

Женя тут же включился в работу. Ему пригодились способности художника и «корявое» знание немецкого языка, для перевода текстов.

— А на чём план будем рисовать? — поинтересовался Женя и посмотрел на Марию Ефимовну.
— Обратная сторона портрета Гитлера сгодится? — спросил Александр Ефименко и положил на стол портрет фюрера.

Евгений склонился с карандашом над столом и сразу стал чертить схему Гордеевки, где он знал каждый кустик, бугорок, тропинку, по которым с ватагой ребят избегал вдоль и поперёк. Свет коптилки освещал исхудалое напряжённое лицо. Женя старался не пропустить ничего. На этом портрете были ценнейшие сведения для партизан.

— Осторожно, Женя, не выколи глаза Адольфу, — подшучивал руководитель подпольной группы.
— Всё! Сделал! — облегчённо вздохнул Женя и вышел из-за стола.

Этот драгоценный портрет поручили вынести из Гордеевки самому молодому смекалистому подпольщику Василю, который хорошо в школе изучал немецкий язык. Сейчас эти уроки оказались как никогда кстати.

— Удачи тебе, Василь! Не попадись, прошу тебя, не сорви операцию! — напутствовал Ефименко.

И вот райцентр позади. Всё было спокойно, но вдруг впереди показались немцы и полицаи.

— Стой! Куда путь держим? — полицай схватил Василя за грудь и стал трясти со всех сил.
— Домой. Меня дома ждут. Отпустите, дяденьки, — со слезами на глазах сказал Василь.
— А это что? — в ярости закричал полицай.
— Картина, — успокоившись, ответил Василь.

Как учили, он стал разворачивать немецкие листовки, среди которых появился портрет, с которого на полицая уставились глаза фюрера. Немец выпрямился и, став по стойке «смирно», вытянул руку.

— Гут, киндер, гут! — произнёс пожилой немец и отпустил паренька.

Недалеко начинался лес, где находился партизанский отряд, и Василь не чуя под собой ног помчался в лес по знакомой партизанской тропинке. План был доставлен, операция по освобождению Гордеевки от фашистов прошла успешно. Вскоре началось крупнейшее наступление по освобождению Брянщины и Белоруссии от врага.

Александр ГОЛОВАЧ

Человек, ставший историей

В сентябре 2018 года на 95-м году ушла из жизни наш подшефный ветеран Великой Отечественной войны Елизавета Давыдовна САВЧУК. Для нашего школьного музея она была незаменимым источником информации. Её рассказы всегда вызывали интерес и любопытство со стороны не только учеников, но и учителей.

Елизавета Давыдовна внесла ценный вклад, подарив медицинские инструменты военных лет, которыми она спасла жизнь многим солдатам во время Великой Отечественной войны. Теперь она сама станет для нас историей. Когда учащиеся будут приходить в школьный музей, мы обязательно будем говорить о ней.

Елизавета Давыдовна родилась 29 декабря 1923 года в деревне Частобо Петрищного района Вологодской области. Окончила медицинское училище в Ленинграде. Работала старшей медсестрой. Служила в эвакогоспитале №1327 Кёнингсберга по апрель 1945 года. Летом 1945 года Е.Д. Савчук была направлена вместе с госпиталем на Дальний Восток в Хабаровск.

В октябре 1945-го Елизавета Давыдовна была демибилизирована из рядов Советской Армии, а в 1946 году вместе с мужем переехала в Комсомольск-на-Амуре.

Юлия КИСЕЛЁВА, школа №36

Пленён, но не сломлен

Мой дед Павел Афанасьевич САТАРИКОВ родился в городе Бийске Алтайского края. Он окончил медицинское училище, поэтому во время войны был мобилизован в армию фельдшером.

Воевал на вяземском направлении. С обозом раненых солдат, женщин и детей Павел Афанасьевич попал в окружение немцев. Многие были расстреляны, а он попал в концлагерь. Совершил три попытки побега, за что был приговорён к расстрелу, но всё же бежал при подходе советских войск.

Мой дед награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и многими другими медалями за мужество. После войны работал врачом «Скорой помощи». В 1985 году приехал в Комсомольск-на-Амуре, работал в больнице №7 фельдшером. С молодых лет писал стихи о Родине, о любимых людях, о фашизме. Они были напечатаны в Комсомольске в сборнике ветеранов.

Песнь пленника

Мать моя Ульяна
И не держит в голове,
Что на свете есть Кальвария,
Город маленький в Литве.

Там средь зелени окраин
За колючей городьбой
В трёхэтажном доме каменном
Сын её лежит больной.

Он распух, ослаб от голода,
Но врагу наперекор
Переносит пытки молодо,
Вдаль вперив орлиный взор.

Вера в Родину не сломлена,
Победим мы всё равно.
Только тело обескровлено
И в глазах темным-темно.

1942 г.

Анастасия КОСТЕНКО, ученица 5 «Г» класса школы №36

Яндекс.Метрика