Терминал: Да придёт кондуктор

Говорят, в Москве кур доят, а в Хабаровске в автобусе можно рассчитаться за проезд банковской картой. И если первое – это предположение, то оплата за поездку в автобусах безналом сейчас возможна не только в Хабаровске, но и в Комсомольске.

С 2017 года в общественном транспорте Хабаровска постепенно стали внедрять АЭСУОП (автоматизированную электронную систему учёта и оплаты проезда). Заплатить за проезд можно не только, наскребая мелочь по карманам, но и с помощью банковских карт, а клиенту Сбербанка даже по номеру телефона. Безналичная оплата удобна, прежде всего, самим пассажирам — проезд можно оплатить в одно касание своей картой, а когда действуют акционные скидки, это ещё и выгодно. Сбербанк выступает эквайрером проекта, обеспечивающим приём бесконтактных банковских карт различных платёжных систем. При этом указанная скидка в общественном транспорте применяется только при оплате проезда бесконтактной картой «Мир».

И вот недавно щупальца цифровой цивилизации дотянулись до Комсомольска. На городские маршруты вышли автобусы, в которых пассажиры могут заплатить за билет банковской картой. Маршрутов пока немного — №№17, 20, 21, 23, 24 и 25.

— Установлены 11 терминалов, в ближайшее время планируется довести их количество до 28, — сообщил начальник отдела транспорта Управления дорожной деятельности администрации города Дмитрий Корнев. — Список маршрутов будет расширяться.

Автобусы, где можно расплатиться банковской картой, отмечены зелёным кругом с логотипом Сбербанка и надписью: «Оплачивать проезд стало ПРОЩЕ».

На самом деле расплатиться в автобусе банковской картой — это тот ещё квест, труднее разве что в Силинском лесу найти конька-горбунка с пятью копытами. Во-первых, не факт, что в автобусах, отмеченных соответствующим знаком, будет терминал. Во-вторых, не факт, что этот терминал вообще будет работать.

Жми на красненькую

В автобусе маршрута №20 на вопрос, работает ли терминал, кондуктор ответила:

— Работает. Договориться надо только.

Начинаем договариваться. Терминал перманентно красит дисплей черным цветом и ругается столбиком непонятных цифр.

— Кондукторы проходят какое-то обучение?

— Никакого обучения, мне сказали, жми на верхнюю красненькую кнопку и на нижнюю, тоже красненькую. Больше ни на что не нажимай. Вот и всё обучение.

На дисплее загорается надпись: «Выберите кондуктора». Как выбирать, кондуктор не в курсе, поэтому нажимает на красненькую внизу. Терминал вновь переходит на цифровые ругательства.

— Терминал установили три дня назад. Расплачиваются по два-три человека в день, да и то, если повезёт.

— Наверное, и кондукторов сократят теперь? – осторожно интересуюсь я.

— Да прям, не у всех же бабок карты! А если связи нет? Вот опять завис, и понять ничего не могу.

Так и не добившись работы терминала, расплачиваюсь наличными. Проще и уж точно быстрее.

Связи нет

На кольце Уральской, как на кольце Сатурна, чувствуется дыхание технологий 21-го века. Кроме помеченных Сбербанком потрёпанных автобусов, по стоянке весело носится стая бездомных собак с модными  high-tech сережками в ушах от управления ЖКХ городской администрации. Водитель автобуса 21-го маршрута беседует за жизнь с водителем 23-го.

— Расплатиться карточкой можно?

— Нет, нету у меня, — нервно отвечает водитель 21-го. — Я один, без кондуктора.

— Вообще терминалы есть на маршруте?

— Где-то есть, но только когда автобус с кондуктором.

— Недавно поставили и убрали, — вступает в разговор водитель 23-го. — Тут интернет есть, а за угол заехал, и всё. Что делать? До Паруса – нет интернета, на Володарского – тоже нет, Пирогова, Вокзальная, «Ягодка» – «мёртвая зона», от Уральской до Металлиста даже телефоны не ловят.

— Народу много с карточками?

Да какой там! Нет никого, ну один, два человека в день.

Есть контакт!

24-й маршрут:

— Можно по карте?

— Давайте попробуем.

Вместе с кондуктором мы склоняемся над терминалом, нажатием священных кнопок стараясь вызвать дух современных технологий. В какой-то момент у меня мелькает мысль, что разжечь костёр трением было бы несравнимо легче.

— Удобно работать по картам?

— Мне – нет, — отвечает кондуктор с явной остервенелостью в голосе. — Мне и сумку таскать и терминал этот, собачий. Пассажиров много, в «час пик» в салоне десятки человек, попробуй всех обилетить при такой связи, раз – не считывает, два – не считывает.

И тут вдруг терминал выдает заветное: «Приложите карту».

Прикладываю, и терминал выдаёт долгожданный чек, он же билет на право проезда в автобусе.

В заключение можно сказать, что плюсы при расчётах картой не очевидны: с одной стороны, операция по безналичной системе занимает несколько секунд и значительно экономит время, с другой — отсутствие связи и нежелание населения расплачиваться банковскими картами сводит на нет все преимущества современных технологий.

Переходить на систему без кондукторов или нет — решать перевозчикам. В системе заложены возможности для полного отказа от кондукторов. Но вряд ли это произойдёт в ближайшее время. Население просто не готово перейти на безналичную оплату проезда.

Привить пассажирам культуру безналичной оплаты в общественном транспорте — задача не первой важности. Для начала надо хотя бы сделать надёжной интернет-связь по маршруту следования.

Яндекс.Метрика