Пермский праздник

Первый в истории города день рождения села Пермское, прародителя Комсомольска-на-Амуре прошел 22 сентября в Силинском парке. В этом году село Пермское отметило бы 158 лет.

В 1860 году крестьяне из Пермской, Орловской, Вятской губерний прибыли на Дальний Восток. В те годы путь от Центральной России до Амура занимал два года. Вместо обещанных тучных земель переселенцев встретили тайга и суровые зимы. За короткий срок были построены 40 домов, в которых поселились 115 мужчин и 113 женщин. Мастеровые крестьяне принялись корчевать лес, заготавливать дрова для пароходов, охотиться и рыбачить. Зимой по льду Амура возили почту.

— Идея проведения праздника возникла несколько лет назад, — сказал организатор торжества краевед Антон Ермаков.- Два года мы очень скромно пытались праздновать, раздавали флажки на набережной, в прошлом году организовали небольшой концерт, но в этом году захотелось сделать более массовое мероприятие. С набережной у нас не получилось, потому было принято решение собраться на Силинке, которая, кстати, имеет непосредственное отношение к событию, здесь даже мельницу построили. Мы не хотим противопоставить: Комсомольску-на-Амуре 85 лет или селу Пермскому 158 лет. Пусть каждый подумает над этим сам. Главное, чтобы удался хороший, красивый праздник.

На сцене перед собравшимися зрителями выступили городские творческие коллективы. Ансамбль казачьей песни «Ладья», фольклорный коллектив «Гивана», народный хор ветеранов Амурского судостроительного завода «Амурские корабелы».

Молодёжный театр «Город Солнца» представил театрализованное представление об одном из самых заметных жителей села Пермское — мельнике Марке Силине.

— Я несколько лет интересуюсь краеведением, — продолжает Антон Ермаков, — и постепенно, далеко не сразу пришёл к пониманию того, что есть Комсомольск, что есть село Пермское… У нас жизнь изменилась круто в 1917 году, но всё равно, что бы ни произошло, история у нас одна. Эта ключевая мысль, которую я хотел бы подчеркнуть. У нас не может быть разных историй, до перестройки одна, после — другая, до революции одна, потом другая. Да, это разные этапы, но одной, общей истории страны. Плохая, хорошая — это уже другой вопрос.

Организаторы провели для зрителей краеведческую викторину по истории села, как жили крестьяне (спойлер: зажиточно). Наиболее смекалистым вручили подарки.

Вопросы в плане любопытной информации были довольно интересными, например:

  • Сколько времени крестьяне добирались из Центральной России до Амура? (Два года).
  • Какое расстояние от Хабаровска до села Пермское в верстах? (352 версты).
  • Что такое рогатая кика, кичка? (Женский головной убор).

На празднике присутствовали и потомки первых жителей села Пермское: семья Силиных, которые сейчас проживают в Галичном, а также заслуженный речник Валентин Григорьевич Берсенев, потомок Карпа Дементьевича Берсенева, прибывшего на Амур в 1859 году.

— Дорога на Амур была долгая и очень трудная, — рассказывал Валентин Григорьевич воспоминания своих предков. — Переселенцы двигались с семьями, шли за телегами. По пути оседали в других местах. На зиму нанимались работать к местным жителям, а с наступлением весны двигались дальше.

Нельзя сказать, что на празднике было много народа. В самый пик напротив сцены собиралось в лучшем случае около 100 человек, многие уходили, устав стоять, на всех зрителей, среди которых было немало пожилых людей, перед сценой поставили четыре скамейки.

Считаю, главная беда наших праздников — это формат. Ведь ещё в Древнем Риме утверждали, что на массовых гулянках народ, как правило, требует «хлеба и зрелищ». Так вот, если честно, зрелище было так себе, всё очень самодеятельное, на уровне провинциального ДК, а хлеба не было вовсе. Не было даже праздничного баннера. То есть, вот вам сцена, на сцену по очереди выходят творческие коллективы, поют и пляшут. Народ обречённо смотрит. Этот формат сработал бы при выступлении известного певца, но не в данном случае. Ведь что объединяет людей на подобных праздниках? Совместные песни и еда.

Безусловно, трудно ставить в вину организаторам отсутствие сдобных булочек и чая, поскольку в процессе подготовки праздника, увы, так и не появились щедрые спонсоры, которые бы взяли на себя финансирование производства пирогов по старорусским рецептам. Короче, что смогли, то и сделали, как говорится, первый блин комом.

Евгений Сидоров

Яндекс.Метрика