Влюблённый великан Вася не оставил равнодушными зрителей во время сценической читки театральных пьес, которая прошла 7 октября в Центре молодёжных инициатив.
В этот день народный театр «Криница» прочёл пьесу Валентины Кизило «Дикие гуси», а образцовый молодёжный театр «Город Солнца» пьесу Жанар Кусаиновой и Светланы Дорожко «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита». Мероприятие проходило в рамках проекта «Вечера современной петербургской драматургии».
— Этот формат появился сравнительно недавно. Он был направлен на представление пьес, которые по каким-то причинам нельзя взять в постановку, — говорит режиссёр театра «Город Солнца» Лилия Пахомова, один из координаторов проекта «Вечера современной петербургской драматургии» в Комсомольске-на-Амуре. – В Санкт-Петербурге живет драматург Андрей Михайлович Зинчук. Однажды он был в Комсомольске и познакомился с нашими театральными коллективами. Он нам и сделал предложение влиться в «Вечера современной петербургской драматургии».
Но если в Северной столице читки проходили в библиотеке, то в Комсомольске свою площадку предложил народный театр «Криница». К проекту, кроме «Города Солнца», присоединились также такие театры, как ТЮЗ «Зеркало теней» и городской драматический театр, а в прошлом году в процесс влился народный театр «Диалог» из Советской Гавани.
Возвращаясь к прошедшей читке, можно сказать, что благодаря режиссёрам Нине Аюповой и Лилии Пахомовой оба театра справились со своей задачей идеально, особенно если учесть, что это даже не сама постановка, а просто чтение актёрами своих ролей. Однако лично у меня невероятно глубокое впечатление осталось от выступления «Города Солнца».
Пьеса «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита» немного странная, в чем-то абсурдистская, но, безусловно, очень трогательная и даже грустная вещь. Она посвящена людям, которые не вписываются в общество в силу наличия определённых особенностей. Кто-то имеет очень высокий рост, кому-то фатально не везёт в жизни, и на всё это накладывается добрый, но ранимый характер персонажа. И даже когда главные герои, товарищи по несчастью, встречаются, им ещё предстоит преодолеть массу препятствий для того, чтобы остаться вместе. Это как в «Алисе в зазеркалье» — чтобы просто присесть на минутку, нужно сначала эту минутку догнать.
А ещё эта пьеса о явлении, которое психологи называют гиперопекой, то есть о желании родителей или родственников контролировать каждый шаг ребёнка, пусть даже этому ребёнку уже за 30.
Итак, главное действующее лицо пьесы – великан Вася, с ролью которого совершенно потрясающе справился Ярослав Напасников (работающий в редакции в качестве дизайнера). Мало того, что Васе страшно не везёт с поиском места в жизни, но ещё и мама подливает масла в огонь, стремясь программировать жизнь своего сына и при этом сокрушаясь, что он растёт рохлей и неудачником.
С другой стороны, мы наблюдаем за княжной Маргаритой, которую играла Екатерина Зорина. Маргарита не только сама постоянно попадает в переделки, но ещё и приносит неприятности окружающим, вплоть до совершенно абсурдных вещей вроде повисшей на дереве собачки или свалившегося с неба на голову старушке невесть откуда взявшегося самовара. И всё это приправлено жуткой ревностью и диким темпераментом братьев-грузин, по любому поводу хватающихся за кинжалы.
Конечно, по закону жанра Вася и Маргарита должны встретиться, но вот к чему приведёт эта встреча и через что им придется пройти, заранее предсказать трудно. Да и незачем.
— История пьесы про великана Васю замечательна сама по себе, — говорит Лилия Пахомова. – Мы ездили на творческую лабораторию в Санкт-Петербург и там познакомились с работой Светланы Дорожко и Жанар Кусаиновой. Я попросила у авторов экземпляр пьесы, они с удовольствием дали. В Интернете её точно не найдёшь, это чистой воды эксклюзив. Текст долго лежал без движения, но однажды при знакомстве с другой пьесой мы поняли, что она нам не подходит, и вдруг вспомнили о Васе. Таким образом, мы всего за две недели подготовили читку.
Пьеса такова, что в ней можно обойтись элементарным реквизитом – несколько стульев, груда чемоданов и, да, пара кубов. Как раз для того, чтобы обозначить высокий рост Васи. Стоя на таком кубе, Ярослав Напасников действительно смотрелся внушительно, хотя и не менее ранимо. Но вот чтобы Вася взял на руки маму в исполнении Елены Лесновой или Маргариту, актрисам достаточно было встать рядом на этот же самый куб. Сюда же одновременно помещались соседка Аксинья и её коза. Одним словом, все повисали на руках у доброго Васи. Просто, но удивительно образно. Самолёт же — мимолётный, но тоже важный элемент пьесы, можно изобразить простой детской вертушкой в руках «пилота», а кирпичи вырезать из поролона.
Хотя у постановки и есть режиссёр, сама концепция, по признанию Лилии Пахомовой, заставляла каждого из актёров внедрять свои идеи и просто «шкодничать». Так и появились те «фишки», которые вызывали у зрителей смех или повод посочувствовать героям, погрустить вместе с ними.
Перерастёт ли «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита» из читки в полноценный спектакль, пока не может сказать даже сама труппа «Города Солнца». Слишком много нужно ещё вложить в него, чтобы получить конечный продукт. Однако, по моему мнению, если пьеса останется лишь на уровне текста, зрители многое потеряют. Особенно не увидев доброго и симпатичного великана Васю, который на многое способен, если в его сердце поселится любовь.
Однако у зрителей ещё есть шанс с ним познакомиться 3 ноября во время акции «Ночь в музее». В городском краеведческом музее, где присутствует экспозиция, посвящённая великанам и среде их обитания, «Город Солнца» вновь проведёт читку этой незабываемой пьесы.