С очень интересными юридическими новшествами познакомились мы на прошлой неделе. Кто-то скажет, что они тревожные, а кто-то найдёт их забавными, но ясно одно – никого, ни одного человека эти две новости не оставили равнодушными.
Не виноватые оне…
Итак, начнём с чиновников. Министерство юстиции (!) предложило смягчить антикоррупционное законодательство, сильно коррупционеров не наказывать и даже ввести новый юридический термин «вынужденная коррупция». Юридический неологизм предложено напрямую увязывать с такой интересной штукой, как «обстоятельства непреодолимой силы». Ну, то есть, когда ты в принципе не можешь отвергнуть предлагаемую взятку.
Вы себе можете такое представить? Я, лично, запросто! Например, я чиновник весьма принципиальный при виде посетителей из простого народа или, особенно, при приближении к моему кабинету сотрудников федеральной телекомпании.
И вот случается в городе страшный ураган. За окном адская свистопляска – летающие по кругу деревья, проскакивающие мимо по воздуху автомобили, короче, выйти на улицу в принципе нельзя без риска для жизни и даже окно открыть страшно. А у меня в кабинете злодей с автоматом и пачкой ассигнаций. Подпиши, говорит, документ (например, акт выполненных работ по асфальтированию центральных улиц города или ещё какую-нибудь высокоответственную лабуду). И ты, как человек сугубо законопослушный, тянешься к телефону, чтобы сообщить куда нужно, а связи нет и в ближайшее время не ожидается. И окно открыть, чтобы позвать на помощь, не можешь, и дверь заблокирована. А палец на спусковом крючке всё сильнее выбирает свободный ход. Я, конечно, выбираю жизнь в виде пачки наличности (потому как дети дома плачут), и тут же ко мне подлетают еще три человека – у одного купчая на дом в Лиссабоне, у другого ключи от престижной иномарки, у третьего – документы на яхту. И я могу купить на полученную взятку что-то одно, а остальное отложить на другие «обстоятельства непреодолимой силы». Вот так ломают подлые враги России и госдеповские наймиты наших честных чиновников и прочих должностных лиц. И как же тут за них не заступиться? Ведь другого выхода, кроме взятия денег, у них нет и быть не может.
Но мне здесь видится другой момент. Скорее всего, у минюста просто опустились руки при виде того, что антикоррупционное законодательство не выполняется, а задержанные на месте преступления взяточники и воры оказываются чьими-то родственниками или знакомыми, и тут же переходят на другое место работы, причём даже с повышением. Поэтому и решили условно считать коррупцию не преступлением, а проступком, достойным больше общественного осуждения, нежели уголовного преследования.
Коррупция ещё 10 лет назад выделена в особый вид правонарушений. Были придуманы специальные законы, которые, правда, всё равно не смогли сломать ей шею. Зато эти законы стали удобным поводом и вовсе декриминализировать это явление. Вы помните, как декриминализировали семейные побои – дело-то семейное, супруги сами разберутся. Так и коррупция дело наше, родное, сугубо бытовое, вы уж строго не судите. Разберутся в своём узком семейном чиновничьем кругу. А обычному обывателю сюда лучше и не соваться.
Пытать, и никаких гвоздей!
Второе юридическое чудо, произошедшее в стране – наши правоохранительные органы единым фронтом выступили против введения в Уголовный Кодекс отдельного наказания за пытки. ФСБ посчитала, что и так уже достаточно статьей 117 «Истязание» и 286 «Превышение должностных полномочий с применением насилия». А следственный комитет не желает видеть единой базы данных задержанных, доступной адвокатам и родственникам. Правильно – заграбастали человека, никому ничего не сказали, значит с ним и делать можно всё, что угодно. Даже убить. Нет человека – нет проблемы.
Казалось бы, если ты честный сотрудник полиции (прокуратуры, следственного комитета, ФСБ, УФСИН и прочего), чего тебе бояться? Ведь ты объясняешься с подозреваемым исключительно на языке Пушкина и Толстого, а про пытки читал только в воспоминаниях революционеров о действиях царской охранки. Тебя не должно волновать появление очередной статьи, которая тебя и не коснётся, если ты реальный пацан честный сотрудник. Возможно, предложение Совета по правам человека о введении статьи о пытках действительно перекрывает уже имеющиеся статьи УК РФ. Зато Уголовный Кодекс при принятии предложения соответствовал бы Конвенции ООН против пыток и унижений. А работает статья или нет, это уже другой вопрос. Да мало ли у нас статей, которые принципиально не действуют ввиду непродуманности и отсутствия законодательных рычагов? В конце концов, пусть лучше будет то, что назовёт выбивание нужных показаний своим именем, а применение статьи зависит уже от самих правоохранителей. А уж они-то в первую очередь не заинтересованы в ней.
Но нет! Система как загнанная в угол крыса защищает свою неприкосновенность и право на обращение с человеком, будто он её вещь, её собственность, с которой можно делать всё, что угодно, не обращая внимание на боль, унижения, страх, ощущение беспомощности, которые испытывает человек, попавший в лапы «правосудия». И испытать это сможет абсолютно любой человек, а не только преступник, стоит только навесить на него ярлык подозреваемого (и даже подчас всего лишь свидетеля). Примеров тому с каждым днём всё больше и больше.
Ну а раз система сопротивляется любому вмешательству извне, значит по-прежнему её винтики-гаечки будут воровать, брать взятки, злоупотреблять служебным положением, бить, пытать, унижать любого, кто попал в её руки. Ах, да, и ещё убивать, как это делал совсем недавно разоблачённый член Совета Федерации. Впрочем, это уже другая история…