История одной песни

Этой публикацией мы начинаем цикл рассказов о создании отечественных музыкальных произведений, знакомых каждому с детства. Мало кто задумывался, что эти песни имеют свою, порой странную, а порой и довольно сложную историю. Сохранить её старается партнёр нашей газеты некоммерческий проект Интернет-радиостанция «РадыМузыке». Неравнодушные к хорошей музыке люди находят интересные факты об известных композициях и рассказывают их на просторах всемирной сети.

Марш «Прощание славянки»

Легендарный марш «Прощание славянки» узнаваем во всём мире с первых мощных аккордов духового оркестра. Будучи одним из главных музыкальных символов Советского Союза и России, он имеет более чем вековую историю.

Композиция была создана в 1912 году и приурочена к событиям первой Балканской войны в 1912-1913 гг. Автор марша — штаб-трубач седьмого Тамбовского кавалерийского полка Василий Агапкин — показал свои музыкальные наброски известному военному композитору и капельмейстеру Якову Богораду, специально съездив для этого к нему в Симферополь. Вместе они доработали партитуру и выбрали название, под которым марш и получил свою известность — «Прощание славянки».

Тот же Яков Богорад посодействовал Агапкину в публикации нот: первые сто экземпляров партитуры для духового оркестра были отпечатаны в типографии Симферополя. На обложке первого издания были две надписи, указывающие, что этот марш — посвящение всем славянским женщинам, а также событиям на Балканах. Таким образом, были развеяны сомнения музыкальных исследователей, полагавших, что основой произведения стали строки солдатской песни, запрещённой в царской России: «Ах, зачем нас забрили в солдаты, отправляют на Дальний Восток!».

Публичная премьера марша состоялась осенью 1912 года в Тамбове, на строевом смотре полка, где служил Василий Агапкин. Поначалу это была только музыка, в дальнейшем у неё появилось сразу несколько текстов, написанных советскими поэтами в разное время.

О том, насколько быстро марш «Прощание славянки» стал популярным, свидетельствует интересный исторический факт: во время гражданской войны его исполняли оба противоборствующих лагеря — и «белые», и «красные». Особенно эта композиция полюбилась бойцам Добровольческой армии и армии Колчака. В дальнейшем эта популярность в «белой» среде сослужила маршу плохую службу: многие революционные пропагандисты называли его белогвардейским, а значит — вражеским, и призывали запретить исполнение в Советской стране.

К счастью, музыка оказалась сильнее политики. Композиция стала украшением многих легендарных московских парадов. Под звуки этого марша 7 ноября 1941 года прямо с Красной площади солдаты уходили в бой; звучал он и в 1945-м, на Параде Победы.

Долгое время отношение музыкальных критиков к «Прощанию славянки» было неоднозначным. Одни называли его примитивным, вторые — типично белогвардейским, третьи восхищались необыкновенной напевностью мелодии, но при этом отмечали, что для военного марша подобная мелодичность не свойственна. Четвёртых впечатляла великолепная оркестровка, воплотившая уникальное сочетание мощного звучания и проникновенной лирики. Кто-то недоумевал: почему военный марш написан в миноре, нарушая тем самым все классические каноны? Однако практически ни один критик не остался равнодушным к этому произведению, что говорит как о неординарности самой музыки, так и о гениальности её создателя.

Конец спорам критиков был положен в 1957 году, когда состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», в котором марш прозвучал в сцене проводов добровольцев на фронт. Эпизод, усиленный мощной музыкой В. Агапкина, получился настолько драматически точным и сильным, что больше сомнений в музыкальной ценности этого произведения не возникало.

Сегодня марш Василия Агапкина «Прощание славянки» — непременный атрибут торжественных парадов на Красной площади в День Победы. Под мощное звучание сводного военного оркестра перед правительством и ветеранами Великой Отечественной войны проходят чётким шагом лучшие бойцы России, демонстрируя силу, доблесть, славу и верность Родине.

Ярослав НАПАСНИКОВ

Яндекс.Метрика