Странный он, современный зритель. Вроде хочет видеть на сцене реальную жизнь, он как бы говорит актёру: не играй, проживай свою роль, как свою собственную ситуацию. А когда делаешь именно так, он вдруг возмущается: что за чушь? Зачем ты грузишь нас проблемами? Мы пришли отдохнуть, ты же актёр, так сыграй, сделай нам красиво!
Вот такое недоумение высказал в размышлениях о своём предназначении молодой актёр Комсомольского -на -Амуре городского драматического театра Артур Ермак. И точно, непонятно, чего этому зрителю надо. Наверное, всё-таки зритель бывает разный. Главное, чтобы зрителей был полный зал. И, желательно, на каждом спектакле.
Год театра. День театра. Мгновение театра
Нынешний год, как известно, объявлен в России Годом театра. 27 марта мы отмечали Международный день театра. Но это, по сути, совершенно сейчас неважно. А важно то, что наш театр стал участником фестиваля «Год театра — жизнь театра», и к нам приехали из Хабаровска умные и талантливые люди — участники проекта «Режиссёрская лаборатория». А что такое лаборатория? Это там, где опыты ставят. В этот раз опыты были над людьми.
Хабаровское отделение Союза театральных деятелей России командировало своих представителей для осуществления глобального эксперимента, в ходе которого предстояло выяснить две вещи. Первое: есть ли в Комсомольском-на-Амуре театре драмы отважные актёры, способные работать в формате современного театра? Второе: есть ли у нас зритель, способный адекватно воспринимать такой театр?
Лабораторные опыты убедительно доказали — есть и то, и другое.
Пять дней экстрима
В рамках лаборатории были представлены четыре эскизных спектакля продолжительностью в среднем пятьдесят минут, созданные всего за пять репетиционных дней. Действия происходили на разных площадках — в гардеробе (помните — «Театр начинается с вешалки»?); в цехе, где делают декорации; в Вацапе и Инстаграме (!!!); а также в большом зале, причём на сцене находились зрители, а актёры, наоборот, свободно перемещались по всему огромному пространству, включая перила балкона.
Тут самое время пояснить, что же такое современный театр и чем он отличается от всем известного классического. Если коротко: обычный театр отражает жизнь, а современный ею является. Раньше зритель наблюдал, что происходит на сцене со своего бархатного кресла. Теперь он становится участником событий. Ещё короче: современный театр — это всегда нарушение привычных правил, экстрим и шок.
На сопку
Итак, чтобы привлечь своего зрителя, надо удивлять, завораживать и шокировать. Жизнь стремительно меняется, диктует театру новые формы взаимоотношений с потенциальной аудиторией. Именно поэтому режиссёр Хабаровского ТЮЗа Виталий Фёдоров вместо читки текста пьесы потащил своих актёров на пиванскую сопку. Ольга Павленко из музкомедии лишила героев чеховской «Чайки» голоса, и они выражали внутренние конфликты героев лишь языком пластики. Режиссёр Александр Зверев вообще сколотил группу «секта», в которую затянул активных пользователей Инстаграма, причём с момента окончания спектакля пошла уже вторая неделя, а они продолжают общаться в сети. Пётр Нестеренко же пошёл по другому пути — сотворил из простого, банального сюжета пьесы такой «дивертисмент», что зрители от удивления забыли, что пора домой и тоже готовы были хоть на сопку.
А вот что говорили о лаборатории сами актёры, участники проекта.
Надо повторить!
Кира Федоренко: «Да! Да! Да! Прям сильно хотим повторить. Надо сказать, хабаровчане и сами не ожидали, что так круто будет, что мы окажемся настолько открыты для эксперимента, свободны, готовы к выходу из зоны комфорта. Ты не успеваешь сообразить, ты здесь живёшь, и твоё внутреннее, актёрское проявляется неожиданно, само собой. Потрясающий опыт».
Иван Бекбаев: «Очень полезная штука для личностного актёрского роста эта лаборатория, вздрючивает не по-детски. Для себя открыл возможность включать все свои ресурсы мгновенно, времени не было на раскачку. Мозг заворачивает, ничего не понимаешь, потом вдруг приходит прозрение внезапное — словом, классно было».
Анатолий Казанин: «Наш режиссёр заставил нас обнаружить в себе очень неожиданные вещи, о которых ранее мы и не подозревали. Он не давал нам спать, велел смотреть хорошее кино. Сначала нас поссорил, потом помирил и подружил. Мы все ждали, когда же он скажет, что нам надо по ходу пьесы делать. А потом получилось, что мы сами уже всё сделали как надо».
Лариса Гранатова: «В театр ходят, чтобы удивляться. Это должен быть всегда поиск нового. Этот вид искусства преследует цель не обслужить зрителя, а создать диалог с ним, коммуникацию. Если театральное пространство наполнено, если нам удаётся оживить его, то такая коммуникация возникает и равнодушных не остается».
Артур Ермак: «Хочется, чтобы зритель приходил в театр не за тем, чтобы посмотреть на красивенькие костюмы, или на то, как Женька Бадулин ловко сделал кульбит назад, а Коваленко грудь показала. Хочется, чтобы люди задумались над серьёзными вещами. Надо напоминать им время от времени, что жизнь, чёрт возьми, она не всегда прекрасна и удивительна, и надо что-то с этим делать!».
Константин Кучикин, художественный руководитель лаборатории: «Отдельно благодарю директора театра Шабовту за самоотверженность и смелость. Это определённо заслуга Елены Ароновны, не каждый директор решится отдать театр на целых пять дней таким отчаянным ребятам, как мы».
Тиль, берегись! Ты будешь петь!
Тем временем повсюду: на сцене, в кулисах, в гримерках, на лестницах и в театральных кулуарах — звучит всё время какая-то музыка, а кое-где даже (сама видела) танцуют. Актёры уткнулись в партитуры, привыкают к своему голосу в микрофоне. Давным-давно знакомый Комсомольску режиссёр Вячеслав Судов («Забыть Герострата») готовит мощную премьеру «Тиль Уленшпигель». И это будет… О, да! Мюзикл. Каким предстанет перед нами легендарный фольклорный герой времён нидерландской революции, смелый балагур и проказник Тиль, остаётся только предполагать и предвкушать. В главной роли — Егор Расторгуев. Так что аншлаг обеспечен.
Классика или авангард?
Среди зрителей разброд и шатание. Одни говорят: бред эти ваши опыты. Другие, кстати, их много больше, в восторге. Наверное, всё-таки, зритель бывает разный. Один пробегает по утрам пять километров, другой лежит на диване. Один смеётся и восхищается «Венецианскими близнецами», другому они как нож в горле. Главное — выбрать для себя, чего вы хотите. Вы же не идёте в суши-бар, чтобы поесть борща. Театр бывает РАЗНЫЙ. Да и жизнь, она ведь тоже разная, друзья мои! И даже иногда способна преподносить такие вот чудесные сюрпризы, как этот опыт лаборатории в театре.
Татьяна ЧАНОВА