В рамках проекта «Первое приближение» мы говорим о пока малопонятной для многих из нас теме — мусорной реформе. Её собирались внедрить с 1 января этого года, но отложили на один год. Чтобы разобраться в этой теме, мы пригласили Александра ЖОРНИКА — человека, который не только имеет определённый опыт мусоропереработки, но ещё и руководит предприятием, занимающимся раздельным сбором мусора. Кроме того, он же возглавляет товарищество собственников жилья.
29 декабря 2014 года в России был принят Федеральный закон № 458-ФЗ, который вносил изменения в действующий Закон «Об отходах производства и потребления». Он должен был вступить в 2016 году, но его введение было отложено.
— Любая сфера нашей жизнедеятельности регулируется своими законами, в том числе и та, которую мы называем обращение с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО), — говорит Александр Викторович. — «Мусорный» вопрос — это вопрос политический. Почему введение так называемого «Мусорного закона» было отложено на два года? В связи с тем, что в 2016 году проходили выборы в Государственную Думу, поэтому решили народ не злить. В 2018 году проходили выборы президента, и снова решили не накалять ситуацию, дать отсрочку ещё на год.
Кроме того, в нашем крае отсрочка старта мусорной реформы была связана также с тем, что по новому закону вывоз отходов должен осуществляться только на лицензированные полигоны, а у нас их на весь Дальний Восток всего два — один в районе им. Полины Осипенко, второй — в Совгавани.
— Да, это могла быть самая серьёзная проблема, но уже принято решение разрешить вывоз и захоронение ТБО на четыре года на нелицензированных полигонах, — комментирует А. Жорник. — Дело в том, что лицензирование полигона — это очень дорогостоящий процесс, и ни у какого муниципалитета не хватит средств на эти цели. Поэтому эта проблема будет решаться, возможно, за счёт федеральных или краевых средств. Так или иначе, реформа в этом году у нас будет запущена, а пока есть время понаблюдать со стороны, как этот закон будет работать в других регионах.
При этом Александр Жорник считает, что законодательная база под мусорную реформу у нас в стране не сформирована.
— Что произошло у нас в крае в прошлом году? — задаёт вопрос Александр Викторович и сам же на него отвечает: — Почему-то все спохватились в конце года. С начала ноября и до конца декабря шли постоянные совещания, коллегии, проводились какие-то мероприятия, связанные с решением «мусорного» вопроса, хотя в распоряжении чиновников был целый год и все знали, что с 1 января 2019 года закон вступит в силу. Но у нас же привыкли использовать народ как подопытное животное — нагрузить его проблемой и посмотреть, как он будет себя вести.
— Александр Викторович, в чём, вообще, суть мусорной реформы?
— Основная цель реформы — снизить экологическую нагрузку на окружающую среду путём вовлечения максимального количества мусора во вторичную переработку. Одним из важнейших новшеств реформы стало то, что услуга по вывозу мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные. Оказывать её будет Региональный оператор по обращению с ТБО, этакий аналог оператора по капитальному ремонту. Он будет регулировать все действия, связанные с оборотом отходов в регионе.
В Хабаровском крае такой оператор был выбран, но, по мнению нашего собеседника, её руководитель далёк от понимания истинного смысла реформы.
— На самом первом совещании представитель Регоператора заявил: «Я не понимаю, как на раздельном сборе вообще можно что-то зарабатывать». То есть осуществлять раздельный сбор у него в планах вообще не было. Но в итоге всё-таки пообещал заключить договор с нами на наших условиях, воспринимая нас как какое-то уникальное явление. Хотя ничего удивительного в этом я не вижу, — говорит Александр Викторович.
Более того, Александр Викторович рассказал о своём проекте 2014 года «Принеси пользу своему городу», в рамках которого он предложил всем предприятиям и учреждениям бесплатно вывозить их мусор. Было только одно условие — раздельный сбор мусора. Причём специальные контейнеры и всю информацию по правильной утилизации он также предоставлял бесплатно. На совещании у замглавы города управляющие компании наперебой стали брать наши контакты, но по факту только одна УК заключила с его компанией договор, да и то после смены собственника расторгла его.
— Мусор — это ведь такая интересная субстанция, она тяжелоучитываемая. Там, где не поставлен учёт по вывозу ТБО, есть широкое поле для злоупотреблений, — уверен А. Жорник. — Мне как-то главный бухгалтер принесла отчёт управляющей компании по вывозу отходов в доме, в котором она проживает. Когда я увидел цифры, я чуть «не выпал в осадок». В пятиэтажном четырёхподъездном доме жильцы за год заплатили за эту услугу 480 тысяч рублей, тогда как в моём пятиэтажном двухподъездном доме, где мы осуществляем раздельный сбор и вывоз мусора, нам она обходится в 36 тысяч рублей в год. Там, где нет радеющих за это дело людей, и есть управляющая компания, которая в акте выполненных работ может написать одно количество вывезенных контейнеров, а по факту вывезти совсем другое, и случаются такие ситуации. А тут ещё появляются какие-то активные и деятельные и говорят: «Мы у вас вообще готовы бесплатно забирать мусор». Кому это надо?
Необходимо отметить, что главным условием бесплатности вывоза является как раз раздельный сбор мусора, который затем отправляется на вторичную переработку. Мусороперерабатывающее предприятие, принимающее разделённый мусор, экономит на этом, поэтому и готово бесплатно вывозить его.
На последних совещаниях А. Жорник увидел абсолютное иное отношение управляющих компаний — у них появился интерес. Видимо, этому способствовало то, что и министр ЖКХ, и представитель Регионального оператора заявили о том, что с теми, кто будет заниматься раздельным сбором, будут заключены договоры на особых условиях. Однако здесь есть ещё масса вопросов, которые можно решить только собравшись всем заинтересованным сторонам вместе.
— Таких предприятий, как моё, занимающихся раздельным сбором мусора, в городе ещё 3-4, — говорит Александр Викторович. — У каждого свои возможности, своя структура сбора. Нас никто вместе не собрал, сообща мы могли бы выработать некую схему, «дорожную» карту, чтобы реализовывать направление раздельного сбора мусора — самую важную часть реформы. Вместо этого нам посылали лишь запросы, в которых просили указать, что и в каких количествах мы перерабатываем.
Другим следствием перехода услуги по вывозу ТБО из жилищной в коммунальные стало то, что рассчитываться теперь её стоимость будет исходя не из числа квадратных метров площади, принадлежащих собственнику, а из количества человек, зарегистрированных либо проживающих в квартире. Определено, что каждый такой «мусорообразователь» за месяц выбрасывает 22 кг мусора.
— На примере других коммунальных услуг можно сказать, что норматив всегда был величиной весьма условной и завышенной, — уверен председатель ТСЖ. — Поэтому мы всегда стремились поставить приборы учёта, после чего наблюдали экономию расходования ресурса. С нормативом на мусор мы видим обратную ситуацию. На одном из заседаний я задал министру ЖКХ вопрос о том, как был рассчитан этот норматив. Он сказал, что специалистами жилищно-коммунального хозяйства во всех районах края были проведены мониторинги, на основании которых и были рассчитаны нормативы, причём в каждом районе он разный. Но я всегда был противником нормативов, я хочу платить за то, что потребил. Этого же, думаю, хочет каждый собственник. Но законотворцы решили по-своему: стоимость услуги по вывозу мусора будет рассчитываться как норматив, умноженный на количество «мусорообразователей». Он варьируется в зависимости от района — у нас для обычных жителей он был установлен в размере 99 руб. Но тут возникают сложности учёта количества проживающих в квартире: если фактически проживающих меньше, чем прописано, то закон говорит однозначно — сколько прописано, за стольких и платится. Однако чаще бывает наоборот — количество проживающих превышает количество прописанных. Тем не менее такой расчёт норматива я считаю наиболее справедливым, и квадратные метры, которые учитывать, конечно, гораздо легче, здесь ни при чём.
Что касается величины этой платы, то в прошлом году, когда шли дебаты по этому вопросу, А. Жорник подсчитал, во сколько будет обходиться вывоз мусора по-новому. Получилась сумма 7000 рублей в месяц на то количество людей, которые проживают в этом доме, притом что в прошлом году жильцы платили в районе 2500-2700 рублей в месяц. Таким образом, стоимость услуги с 1 января 2019 года должна была увеличиться почти в 3 раза!
— Нам объясняли, что за счёт тарифов, повышенных в 3-4 раза по сравнению с действующими, мы создадим всю инфраструктуру. Сейчас сформируют денежный поток, а как будут им распоряжаться? Где гарантия, что всё будет так, как обещают? Учитывая, что Региональный оператор дистанцировался от основной части закона, возникают сомнения в правильном его применении.
— Как повлиять на то, чтобы ваши опасения не сбылись?
— Как я говорил вначале, хорошо, что нам дали передышку ещё на один год. У нас есть время понаблюдать, как эта реформа будет реализована в других регионах. Но времени, тем не менее, катастрофически мало. Я вхожу в общественный совет при министерстве ЖКХ и постоянно ставлю вопросы, как тот или иной аспект будет реализован у нас. Если Регоператор не готов решать какие-то вопросы, мы готовы их решать во взаимодействии с ним.
Однако готовиться к «мусорной» реформе должны не только профессиональные участники этого рынка, но и мы, обычные граждане. Проблему раздельного сбора мусора нам никто не решит, поэтому Александр Жорник призывает всех самоорганизоваться. Экологическую культуру, по его мнению, нужно культивировать в обществе. Это совсем не сложно, но принесёт свои плоды, в том числе и материальные.
Дмитрий БОНДАРЕВ