Посевная, стачки, оргии и бомбы

В России повсеместно отмечают 1 Мая, а значит, пора разобраться, откуда взялся этот праздник. Претерпев множество изменений, он теперь называется Днём весны и труда. Весна и труд, как водится, друг с другом уживаются непросто, поэтому подбирались они к этому дню с двух разных сторон.

Весна

Начинать этот рассказ придётся аж с Древнего Рима. Май — месяц начала посевной, поэтому и получил он свое название от имени богини Майи — покровительницы плодоносной земли. Плодородие — вопрос ключевой, поэтому празднику требовалась непродолжительная, но пышная преамбула: ночь на 1 мая считалась подходящей для жертвоприношений, включая человеческие. А наутро люди уходили в поле или в лес, набирали зелёных ветвей, приносили их в город, украшали ими всё вокруг, затем устраивали пение, пляски, пиры и, конечно же, оргии.

С ходом истории и продвижением культа в глубь Европы майская ночь обрела фантасмагорические трактования: стали считать, что это время разгула нечистой силы и ведьмовства. Якобы ведьмы слетались на козлах и мётлах на гору и там плясали, пировали и совокуплялись с чертями, демонами и дьяволом. Это и было названо Вальпургиевой ночью — по имени английской монахини Вальбурги, которая именно 1 мая была канонизирована, хотя никакого отношения к подобному разврату и мракобесию не имела даже близко, а наоборот — была виднейшей покровительницей монастырей.

Впрочем, по другой версии, ведьм и чертей язычники сознательно выдумали для конспирации, а бесчинствовали без помощи тёмных сил, самостоятельно: забирались поглубже в лес, наряжались чёрт- те во что, жгли костры, играли адскую музыку и плясали, забыв о любых приличиях (непременно прилагались и оргии). Причём такое веселье им до того нравилось, что предаваться ему всего лишь раз в году было недостаточно: так байки о шумных сборищах ведьм на горе с разными сюжетными вариациями охватили и Рождество, и Масленицу, и Светлую неделю, и Юрьев день, и ночь Ивана Купалы, а также их разные аналоги в других культурах.

Так или иначе, 1 мая — важный рубеж в циклически устроенном течении времени у язычников: нужно было прогнать Марену — смерть природы и как следует встретить весну.

Постепенно за время доминирования христианской культуры язычество всё сильнее загонялось в глубины народного подсознания, а праздник становился всё более светским — с вылазками на природу, охотой, пикниками.

Кстати, о светском. В средневековой Европе 30 апреля заканчивался административный год. Поэтому 1 мая перед увеселительными мероприятиями проходили ещё и выборы нового старейшины. Так что Первомай был и чем-то вроде единого дня голосования, который в современной России приходится на второе воскресенье сентября. Так мы постепенно подобрались к политическому подтексту.

Труд

Здесь мы уже переносимся в 19 век, в середине которого условия труда в заокеанских странах были драконовскими: 15-часовой рабочий день, детский труд, нищенская зарплата и прочие прелести прогрессивного капитализма. Первыми с требованием восьмичасового рабочего дня выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. С тех пор праздник в этой стране стал ежегодным.

Примеру австралийских коллег решили последовать рабочие США и Канады. В 1886 году во многих крупных городах сотрудники фабрик и заводов вышли на демонстрацию с требованием 8-часового рабочего дня. Общее число участников оценивается в 300-500 тысяч человек. Центром протеста стал Чикаго, где митингующих принялись просто увольнять и заменять штрейкбрехерами («изменники», обычно безработные, которых нанимают в период забастовки и которые не поддерживают протест, а встают на сторону работодателя). Пролетариат на это ответил ещё одним митингом, но его жестко разогнали, применив оружие — несколько рабочих были убиты, десятки ранены.

В ответ на акт террора со стороны полиции народ снова вышел на улицы — на этот раз на площадь Хаймаркет. Людей было очень много, среди них женщины и дети. Шёл дождь, рабочие вели себя спокойно. Но стоило одному из рабочих, анархисту Сэмуэлу Филдену, сказать с импровизированной трибуны в виде фургона, что это мирный протест, как в тот же миг какой-то провокатор швырнул в полицию бомбу. От её взрыва один из полисменов сразу погиб, шестерых ранило осколками. Тут же началась перестрелка. Спор о том, кто первым открыл огонь — полиция или демонстранты, до сих пор открыт. Пресса, поддерживавшая промышленников, утверждала, что стрельбу начали демонстранты; многие историки склоняются к тому, что полиция стреляла по убегающим с площади рабочим; сами копы признавались, что в темноте стреляли в том числе и друг в друга. Так или иначе, убито было по несколько человек с каждой из сторон, многие десятки получили ранения. Далее в рядах рабочих начались массовые репрессии, пытки, суды, четверых повесили, ещё один за день до казни взорвал сам себя.

Даже такими жертвами американские рабочие добились своего далеко не сразу. Главным достижением было то, что профсоюзные организации росли, крепли и становились всё более влиятельными. Но до введения общечеловеческих стандартов труда потребовалось ещё очень много лет борьбы. Американские шахтеры получили восьмичасовой рабочий день только в 1898 году (то есть спустя аж 12 лет после бойни на площади Хаймаркет). Строители — в 1900. Работники типографий — в 1905-м, но подавляющее большинство американцев всё ещё продолжало трудиться по 12-14 часов в день. К 1914 году даже никогда не отличавшийся гуманизмом автомагнат Генри Форд начал подозревать, что, если увеличить рабочим жалование и сократить рабочий день до восьми часов, их производительность может возрасти. И не прогадал — прибыль удвоилась.

Однако ещё в 1889 году именно в память о казнённых анархистах с площади Хаймаркет Парижский конгресс II Интернационала по предложению американских рабочих объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира.

Так праздник начал приближаться к России. Уже в 1890 году массовая стачка рабочих прошла в Варшаве (часть Польши тогда входила в состав Российской Империи). В течение десятилетия усилиями зарождавшегося социал-демократического рабочего движения праздник политизировался: на демонстрации выходили с лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!» и непременно бились с властями. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистические войны!» А после Октября праздник стал официальным — Днём Интернационала, позднее его назвали «Днём международной солидарности трудящихся — Первое Мая». Первомай сопровождался торжественными шествиями, которые в умах партийных функционеров были не чем иным, как политической акцией поддержки пролетариев, безжалостно эксплуатируемых капиталистическим угнетателем в других странах. Люди же просто радовались, что с улиц советских городов наконец сгинули снег и ненавистная зимняя серость.

После падения Советского Союза политическая окрашенность праздника никуда не делась, но он, как и во времена опальных профсоюзов, всё чаще стал приобретать оппозиционные черты.

В 1992 году 1 Мая переименовали в Праздник весны и труда, а уже в 1993-м демонстрация закончилась столкновениями. Организаторами шествия тогда выступили потерявшие власть коммунисты и примкнувшие к ним ещё несколько левацких организаций. Демонстрантам не удалось найти взаимопонимания с московской мэрией по поводу маршрута (власти вообще опасались, что «непримиримая оппозиция» отправится громить дачу Горбачёва), и всё привело к битве с ОМОНом: демонстранты лупили милицию знаменами, милиция отвечала дубинками, пострадали сотни человек.

Позднее площадное празднование 1 Мая окончательно раскололось и теперь временами принимает довольно комические формы: разные партии и общественные организации проводят собственные демонстрации и митинги, гордо шествуют отдельно друг от друга по разным улицам одних и тех же городов в противоположных направлениях одновременно и каждый о своём, наводя этим всем масштабным действием пассивных наблюдателей на сложные размышления.

А потом все дружно едут на шашлыки.
О традиции устраивать оргии, конечно, уже позабыли.

Алексей ЛАРИН

Яндекс.Метрика