Фермерам — субсидию, строителям — подряды

Во время последнего своего визита в Комсомольск-на-Амуре губернатор Хабаровского края Сергей ФУРГАЛ пришёл в студию «ДВК» и дал интервью главному редактору Вадиму Солину. С его видеоверсией вы можете ознакомиться на сайте «ДВК-Медиа» (в разделе «Проекты» — «Видеоинтервью»). Здесь мы публикуем ответы на некоторые вопросы.

— Сергей Иванович, что для вас было самым сложным на посту губернатора, когда вы только начали работать в этой должности?

— Сформировать команду. Любому человеку свойственно легче сказать «да», чем «нет». Ты стараешься его понять, думаешь, что он может исправиться, может, он заработает и будет выполнять тот функционал, который ты хочешь, работать в твоём ритме. И когда ты начинаешь понимать, что надо этого и этого убрать, приходится думать: а кем заменить? И у тебя возникает чувство тревоги. При этом на вас ещё идёт колоссальное давление от людей, от средств массовой информации, от подчинённых, которые свою точку зрения высказывают. Они все жили в определённой системе координат, которая годами была задана, а ты понимаешь, что в этой системе координат ты не можешь идти, а должен идти в своей парадигме, в своём направлении, причём ты должен всех убедить и доказать всем, что надо именно так. Поэтому в таких условиях вначале тяжело было и работать, и составлять программы, и выполнять дела, и формировать команду, и контролировать исполнение.

— С точки зрения губернатора, каков ваш анализ ситуации в Комсомольске-на-Амуре?

— Комсомольск поражает своей разнополярностью. С одной стороны, я приезжаю на конгресс «Инженеры будущего», встречаюсь с учениками 23-й школы и другими ребятами и вижу, какие они делают изобретения своими руками. С другой стороны, я еду по улицам города, вижу разбитые дороги, серые дома, неразумную транспортную доступность, незаконченные стройки.

Какая в связи с этим стоит перед нами задача сегодня? Нужно сделать из Комсомольска центр инженерной мысли. Для этого здесь есть всё. В первую очередь заводы, готовые трудоустраивать молодёжь, которую мы сегодня обучаем. Вместе с тем я понимаю: чтобы эти молодые специалисты здесь работали, нужно каким-то образом оставить их здесь жить. Я сегодня заехал в Губернаторский авиастроительный лицей и пообщался с учащимися. Восемь из десяти человек мне сказали, что хотят уехать из города по окончании учебы. Надо разбираться — почему. Вот это меня и поражает: с одной стороны, у нас масса талантливых и умных людей, которые наверняка смогли бы сделать очень большой рывок во всём; с другой стороны, эти люди не настроены отдавать свои знания и энергию здесь. И это плохо.

— Такое не слишком оптимистичное состояние Комсомольска-на-Амуре — это следствие человеческого фактора в управлении муниципального образования или это системная ошибка?

— Я думаю, это, конечно, системная ошибка, которая наложилась на человеческий фактор. Здесь причина кроется в том, что за долгие годы была разрушена система: у нас сегодня нет ни одной мощной дорожно-строительной организации, крупных проектных институтов. Мы это всё потеряли. В результате на конкурсах побеждают так называемые «пришлые» подрядчики. Они отдают субподряд более мелкой организации, та передаёт его ещё более мелкой, и мы видим то, что мы видим. Но всё, в принципе, решаемо, и здесь всё можно решить.

— Но как решить проблему, не нарушая 44-го Федерального закона?

— Занимаясь строительством крупных объектов, нельзя забывать о более мелких задачах. Возводя Дворец спорта или больничный комплекс, нельзя не строить тротуары, междворовые проезды, асфальтировать дороги, да даже элементарно не стричь газоны. Нужно постоянно помнить о решении простых житейских проблем и решать их. Если начинается крупная стройка, то за её ходом должен быть установлен тотальный тщательный контроль. А иначе в отсутствие конкурентной борьбы за контракты, которая наблюдается у нас, мы получаем совсем не тот результат, на который рассчитываем.

— Не так давно в своём выступлении вы сказали, что в сложном положении находится не только Комсомольск, но и в целом край. В связи с этим вопрос: видите ли вы какие-то перспективы для увеличения доходной части бюджета?

— Мы не то что видим перспективу, у нас уже сегодня есть чётко разработанная программа, как пошагово мы будем зарабатывать деньги. Вот один из вариантов: сегодня уже ни одно крупное предприятие не зайдёт без чёткого договора с нами. Что это значит? Заходит к нам, например, «Русская медная компания». Мы с ней договариваемся, что все заказы, все подрядные работы должны получить наши краевые организации. Все материалы, которые производятся у нас, должны покупаться у нас. Плюс каждая компания должна участвовать в социальной жизни того района или населённого пункта, куда она заходит.

Кроме того, все должны будут зарегистрироваться непосредственно в Хабаровском крае и сюда платить все налоги. Сегодня все новые крупные компании, которые хотят у нас работать, согласны с этой позицией, со всеми мы заключаем договор. Что касается старых крупных компаний, мы сегодня с ними активно ведём переговоры о том, что необходимо участвовать в социальной жизни края. Кроме того, как бы это банально ни звучало, необходимо открывать любые предприятия любой формы собственности. Это нам позволит нарастить денежную массу.

Ещё одно направление — сельское хозяйство. У нас четыреста двадцать одна тысяча человек сегодня проживают в сельской местности. Наша задача — так или иначе загрузить их работой, чтобы они что-то делали, производили какой-то продукт, это даст колоссальный прирост собственных доходов. Здесь нет ничего сверхъестественного, нужно просто сжать кулаки, наметить программу, даже если тебя критикуют, и делать как положено.

— Кстати, о сельском хозяйстве. Как обеспечить конкурентоспособность местным производителям продовольствия? Ведь не секрет, что по цене она уступает китайской.

— У нас есть разные методики поддержки и субсидирования. Например, если мы предприятие заводим под приоритетный проект, мы ему бесплатно даём землю, помогаем с коммуникациями, снижаем налоги. Есть режим ТОСЭР. Однако у нас получился перекос какой-то: заходят крупные богатые предприятия и получают льготы, потому что они крупные инвесторы. А на самом деле льготы должен получать малый и средний бизнес.

— Я вспомнил одного из резидентов ТОСЭР — АО «ДАКГОМЗ», который не находится на площадках, предназначенных для развития этого режима, и вдруг бах — становится резидентом, и на пять лет у нас из налоговой базы выпадает прибыль от этого предприятия…

— По нему у меня очень много вопросов. Вы знаете, где он берёт сырьё? Оно привозное, то есть это не продукция местных ферм. Когда мы говорим о ТОСЭР, это должно быть абсолютно новое предприятие.

— Кстати, о новых предприятиях. Меня сильно просили передать спасибо вам персонально и министру сельского хозяйства фермеры, которые объединились в кооператив и планируют построить молочную ферму на 140 голов. Им здорово помогли с выделением земли под корма.

— Я вам хочу сказать: они ещё получат и субсидию, а также, если надо, субсидированный кредит. Самое главное, чтобы они построили эту ферму. Сегодня политика губернатора и правительства такова, что любому, кто обращается за помощью и предлагает то, что нужно Хабаровскому краю, оказывается всевозможное содействие.

— Хорошо, поговорим о промышленности. В каких её отраслях сегодня малый бизнес имеет наибольшие шансы на развитие?

— Малый и средний бизнес нужен нам в энергетике. У нас семьдесят два населённых пункта сегодня не имеют централизованного энергоснабжения. Можно в разных вариантах применять ноу-хау, которые создаются с использованием солнечной энергии. Предприятия, которые готовы внедрять эти технологии, нужно продвигать, помогать им финансированием, помогать участвовать в госзакупках. На территории Хабаровского края с 2021 года РЖД начинают строить вторую ветку БАМа к Ванино. Там капиталовложения 360 миллиардов рублей. Правильно будет, если наши компании начнут поставлять туда щебень, оборудование, производить какие-то дополнительные работы. Вот здесь можно организовать много малых и средних предприятий.

— В сегодняшних условиях малый и средний бизнес тогда сможет выжить, когда будет обеспечен платёжеспособный спрос. Как этого можно добиться?

— Нам нужно сделать так, чтобы все крупные инфраструктурные проекты, которые у нас сегодня идут, оставляли деньги в обороте в регионе. Строит, допустим, дорогу какая-то абстрактная компания из Саратова. Стоимость работ, к примеру, 30 миллиардов. Материалы она заказывает за пределами Хабаровского края, рабочую силу тоже привозят из другого региона. Соответственно, все деньги также уходят за пределы нашего края. А нам нужно, чтоб все деньги оставались здесь, тогда и малый и средний бизнес запустится.

— В краевой столице сфера управления муниципальным имуществом достаточно хорошо развита. Как вам это удалось?

— Я сегодня в крае создаю ещё одну организацию. Она будет называться «Краевой имущественный комплекс». В неё мы будем заводить всю краевую недвижимость, а дальше посмотрим: что-то сдадим в аренду, а что-то пройдёт приватизацию и будет продано для наиболее эффективного использования. Как только мы разберёмся в Хабаровске и близлежащих районах с краевым имуществом, подумаем, как нам правильно создать такой же комплекс в Комсомольске. Название пока не важно, суть в том, чтобы сконцентрировать всё муниципальное имущество в одних руках и правильно им управлять, чтобы получать с этого доход, причём не себе в карман, а в бюджет. Этому процессу, честно говоря, мешает ещё и неопределённость в отношении будущего главы города. Я вообще сегодня жду сентябрь как такое время «Ч». Хочу, чтобы выборы уже прошли, чтобы мы определились с властью и целенаправленно начали плотно работать.

— Давайте поговорим о выборах главы города. Вы можете описать собирательный образ человека, который, по вашему мнению, должен стать мэром?

— Достаточно сложный вопрос. Он должен быть одновременно и технарём, и гуманитарием, и финансистом, и хозяйственником. Мэр — это очень серьёзная должность. Он должен понимать настроение людей, знать законы, в том числе законы рынка, понимать стратегию развития. Также он должен быть быстро обучаемый. Я думаю, что люди у нас грамотные, они сделают правильный выбор.

Дмитрий БОНДАРЕВ

Яндекс.Метрика