Одно из старейших общественных заведений в Комсомольске-на- Амуре – это бани №2 по улице Орехова, 57.
Десятилетиями намоленное народом место встречи позитива и хороших эмоций в Ленинском округе.
В наше время некоторые люди проходят мимо и думают, что это просто здание, где помещения сдаются в аренду. Но здесь есть баня, и она работает.
Число «1943» на фронтоне здания говорит о многом. В те далёкие годы баня для города по своей значимости была важнее Дома культуры. Посудите сами – в первые, самые трудные годы строительства города масса людей проживали в домах барачного типа, а то и в землянках, и вопрос, где бы помыться горячей водой, приобретал воистину стратегическое значение. К тому же во все времена баня для нашего народа была не банальным помещением для купания, а сакральным местом, где очищались и тело, и душа. Испокон веков баня являлась местом, где проводились разные лечебные процедуры, которые наполняли человека здоровьем и хорошим настроением. Более того, русская баня всегда была и остаётся местом деловых встреч и завязывания деловых контактов, что немало поражало и всё ещё удивляет иностранцев.
Востребованы ли в наше время общественные бани?
— Баня очень востребована, — отвечает Сергей Мартынов, директор муниципального предприятия «Бани №2». — Посещаемость более 6 тысяч человек в год. Каждые выходные через русские парные, финскую сауну проходит не менее 100 человек. Большая часть клиентов – это пенсионеры, хотя и молодёжь начинает ходить всё более активно. Люди, работающие в разных сферах трудовой деятельности, приходят к нам, общаются, становятся друзьями.
Говорят, постоянный клиент здесь — бабушка, которая ходит в баню с 1943 года. Впервые попала сюда, когда ей было 5 лет. Недавно попросила сделать перила на входе, потому что тяжело спускаться. И руководство выполнило просьбу, за что бабушка была очень благодарна.
А есть и заядлые парильщики, что приходят первыми и просят поставить температуру до 120 градусов, хотя 90 градусов — это вполне рабочая температура для парной.
— А что насчёт конкуренции? – задаю я вопрос.
— Конкуренция у нас, по большому счёту, разве что с баней на улице Кирова. Мы, конечно, конкурируем, но всё-таки есть Ленинский округ и есть Центральный. Цена у нас ниже, чем, к примеру, в частных банях. К тому же в отличие от частных бань у нас постоянно работает печь, что очень важно для поддержания пара и температуры 100 градусов. Большая часть людей любит прийти в баню не только ради парной и веников, но также для того, чтобы пообщаться между собой, узнать новости, ощутить своеобразный общий настрой.
Постоянные посетители ходят в баню группами, узнают от опытных старожилов, как правильно поддать пару, париться, заваривать смесь для пара, готовить веники.
Кстати, в бане за год продаётся более полутора тысяч дубовых веников. Кто-то приходит со своими – крапивными, липовыми. Но только под ударами дубовых листьев тело более активно впитывает жар. А вот берёзовый веник – массажный. Крапивный и липовый — более целебные, благотворно влияют на кожу, органы дыхания.
В бане №2 есть русская парная, женское и мужское отделения и финская сауна с бассейном. В сауну ходят, как правило,семьями. Одновременно баня может принять 60 человек. В бане есть кабинет массажа со своим квалифицированным массажистом.
— Сергей Васильевич, бывают ли такие ситуации, как в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»?
— Без этого никуда. 31 декабря никто не отменял, в это время у нас ажиотаж, люди приходят и парятся перед Новым годом.
Между прочим, баня является не только социальным, но и военным объектом. В случае военных действий она становится важнейшим объектом санитарии военных подразделений.
Последнее время люди волнуются, что бани №2 будут проданы и перейдут в частные руки. Хотя взять тот же Хабаровск, который от таких активов, как театры, бани, кинотеатры, не избавляется. В краевом центре нашли способ, как сохранить учреждения и развивать их. Частник же не связан никакими обязательствами, и в случае чего здесь будет всего лишь очередной торговый центр.
— Понятно, что городу сейчас тяжело, и негоже просить помощи, потому мы стараемся всё делать своими силами, — говорит Сергей Мартынов. — В первую очередь провели ремонт теплоцентрали, поставили счётчики, чтобы получать экономию тепловой энергии.
Сегодня здесь проводится ремонт мужского отделения, парная обшивается панелями из липы. Предприятие муниципальное, социально ориентированное, и хочется, чтобы оно работало. По мнению директора, оно способно развиваться собственными силами и даже приносить доход. Панели из липы
— Баня — это прежде всего оздоровление организма, получение положительных эмоций, — отвечает посетитель Александр Зверев. – Заболел – пришёл попарился и сразу лучше себя чувствуешь. Сейчас мне 65 лет, как из армии пришёл в 1974 году, так и хожу в эту баню. Многое здесь изменилось. Раньше пар мокрый шёл из трубы, а сейчас камни, электротены, можно поддать пару, как душе и телу угодно.
В заключение хотелось бы добавить, что баня — это не просто приятное и полезное занятие. Это наше культурно-историческое наследие, бережно хранимое и передаваемое от поколения к поколению. Париться в бане – одна из наиболее древних и любимых традиций русского народа. Веками оттачивалось это мастерство, при этом гигиенические процедуры превращались ещё и в оздоровительные.
Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы, с ней связано много шуточных советов: «Баня — мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехисмоет», «В баню идти — пару не бояться», «Пар костей не ломит»…
Совершенную необходимость бани подчеркивал великий полководец Александр Васильевич Суворов: «На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас».
Банные традиции
У разных народов мира существует свой этикет при посещении бани.
Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, бельё, полотенце и щётки. Горячую ванну принимали в круглом чане, после чего следовали омовения в холодной воде.
У славянских и финно-угорских народов баня традиционно являлась местом для знахарства и колдовства. В бане, как единственном стерильном помещении, принимали роды, жили роженицы с новорождёнными.
В банях пытались лечить народными и колдовскими средствами практически весь спектр заболеваний. Бани использовались как место захоронения или кремации мертворождённых или погибших при родах младенцев. Бани служили и своеобразным хосписом для тяжелобольных и умирающих. Там же умерщвляли «зажившихся» стариков и казнили с помощью горячего пара неугодных или преступников. Язычники перед принесением в
жертву человека «запаривали» его до бесчувствия в бане.
В России в деревнях перед свадьбой была традиция совместно париться невесте и матери жениха. Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!».