Ни дождь, ни ветер нипочём

Циклон не смог остановить комсомольчан, желавших попасть на авиационный праздник, устроенный самым большим предприятием города юности.

Ливший с самого утра дождь и резкие порывы ветра, казалось, делали всё, чтобы горожане остались дома на диване у телевизора. Отчасти непогоде удалось это сделать – одно за другим отменялись запланированные на открытом воздухе мероприятия. Но день открытых дверей, который прошёл на авиазаводе, природе не удалось заблокировать. Перепрыгивая через лужи и натягивая на головы капюшоны, люди упорно шли через КПП территории «Б». Суровые военные в камуфляже, стоявшие в оцеплении, прикрывались зонтами от дождя, но стойко переносили тяготы и лишения воинской службы.

Первыми встречали любителей авиации сотрудники службы МЧС. Но и они были не способны остановить стихию, и точно так же, как и все остальные, мокли под дождём или спасались от влаги в служебных машинах. Бесполезной оказалась и сценическая площадка. Первоначально на ней планировалась концертная программа с участием Вики Цыгановой, однако это развлечение пришлось перенести под крышу Дворца Авиастроителей.

Перед большими самолётами на бетонной дорожке расположились авиамоделисты с выставкой своей миниатюрной, но не менее серьёзной техники. Здесь можно было увидеть точные копии самолётов практически всех эпох советской авиации в масштабе 1 к 10. Открывал экспозицию разведчик Р-6 – именно с него начиналась история КнААЗ. Дальше стояли продолжатели дела ДБ-3 и выпускавшийся заводом в годы войны бомбардировщик Ил-4. Потом единственная копия пассажирского самолёта Ли-2 и снова военные – МиГ-15, МиГ-17, Су-7 и Су-17, планёр «Вега». Все они были собраны ещё в советские времена, и каждая из этих моделей когда-то летала. Пережившим почти полвека самолётикам, непогода, казалось, нипочём. Некоторые из них уже лишились своих двигателей, но фюзеляжи стойко терпели льющуюся с небес воду.

Павел Немыкин

— Мы здесь с целью показать наши изделия и полёты действующих моделей, но погода не позволила провести полную программу, поэтому показываем старые копии, — говорит руководитель авиамодельной секции центра дополнительного образования «Дзёмги» Павел Немыкин. – Все эти самолёты 1976 года выпуска, они делались к юбилею первого взлёта самолёта Р-6 по программе «История завода в моделях-копиях». Мы и сейчас занимаемся действующими копиями, но здесь они не представлены, поскольку к заводу они не имеют отношения. Кроме того, модели дорогие, и мы их запускаем только на соревнованиях.

Большие собратья моделей начинались самолётами серии «Су». Здесь можно было увидеть истребители Су-27, Су-30, их корабельный вариант Су-33, предназначенный для базирования на авианосцах, бомбардировщик Су-34 и его предшественник Су-24 – российский самолёт именно этой модели недавно сбили турецкие силы ПВО в ходе сирийского конфликта.

Чтобы заглянуть внутрь самолётов или даже посидеть внутри кабины, выстраивалась целая очередь. Самая большая была в кабину Су-34. Во-первых, потому, что это самый современный на сегодня самолёт, участвовавший в выставке. Во-вторых, вход в его кабину осуществляется через люк снизу, поэтому вереница людей шла под фюзеляжем, и не нужно было мокнуть под дождём в ожидании своей очереди.

Но если совсем опостылел дождь, можно было дойти до открывавшего гражданскую серию Су-80ГП. Это уникальный грузо-пассажирский самолёт с балочным оперением, который, к сожалению, так и не был доведён до серийного производства. По открытой в хвосте аппарели можно было зайти внутрь, посидеть в грузовой кабине и даже на креслах пилотов. Многие пользовались такой возможностью хоть немного обсохнуть, поэтому внутри было не протолкнуться.

В экспозиции также были представлены летающая лодка Бе-103, в которой тоже можно было посидеть, боевой вертолёт Ка-52 «Аллигатор», являющийся развитием Ка-50 «Чёрная акула», два истребителя Су-17 – первый серийный самолёт Сухого с изменяемой геометрией крыла. Чуть поодаль можно было увидеть пассажирский «Суперджет» и неизвестно как затесавшийся в наши края перехватчик МиГ-31 – самый быстрый серийный самолёт России, втрое превышающий скорость звука.

— Погода жуть, но ребёнок захотел посмотреть самолёты, мы и пошли, — говорит Елена Ничепуренко. – Я тоже не могла пропустить выставку. КнААЗ – мой родной завод, я тружусь на нём инженером дирекции Т-50, поэтому мне и самой интересно. Мы с сыном Владиком практически каждый год ходим на День открытых дверей, это стало нашей семейной традицией. Не всегда всё удавалось посмотреть, но сегодня точно увидим выставку полностью.

К концу экспозиции мои ботинки наполнились водой, и по комфорту ничем не уступали наружным условиям. Камера тоже была залита, так что непонятно, как она ещё продолжала работать. Однако превосходный горячий, сочный чизбургер из «мраморной говядины» от одного из известных в городе кафе, купленный прямо здесь, чуть ли не под крылом одного из самолётов, почти полностью компенсировал как моральные, так и физические потери.

Довольный вкусной едой, я с чувством исполненного долга повернул к выходу, предвкушая, как сяду в тёплую машину и отправлюсь домой сохнуть, а народ всё шёл и шёл навстречу, желая, несмотря на дождь, увидеть выставку авиационной техники. И даже отмена полётов в этот день никого не останавливала.

 

Яндекс.Метрика