Романтик благородного прошлого

22 ноября исполняется 110 лет со дня рождения писателю Николая ЗАДОРНОВА (1909-1992).

Николая Павловича называют «пахарем дальневосточной исторической целины». Только он смог столь тонко прочувствовать и захватывающе передать героическую, полную драматического напряжения историческую обстановку, сопутствовавшую освоению Приморья, Приамурья и Сахалина. Поскольку я родился и прожил большую часть своей жизни на Дальнем Востоке, то, само собой, с огромным интересом читал его книги, издававшиеся Хабаровским книжным издательством в 1950-1970-х гг. большими тиражами.

Родившийся в Перми будущий писатель узнал про строившийся новый город — Комсомольск-на-Амуре. Особый интерес у него вызвал тот факт, что строительство происходит неподалёку от села Пермского – поселения русских крестьян, его земляков — выходцев с Южного Урала, осваивавших Приамурье по призыву правительства Александра III. Старожилы села оказались интересными собеседниками, потому что были детьми и внуками самых первых переселенцев и хорошо помнили их. Испытания и приключения, пережитые их дедами и отцами, ничуть не уступали приключениям героев произведений Фенимора Купера. Николай Павлович взялся увековечить в литературе их подвиг. Так появился роман «Амур-батюшка», тема которого получила развитие в романе «Далёкий край», рассказывающем о жизни аборигенов Амура. По рекомендации тогдашнего руководителя Союза писателей СССР А. Фадеева и по личному распоряжению И.В. Сталина «Амур-батюшка» увидел свет в Хабаровске в 1944 г., хотя вождю и доложили, что молодой автор не член ВКП(б) и что в книге не отражена «роль ссыльных социал-демократов в жизни крестьян-первопоселенцев Сибири и Дальнего Востока».

Николай Задорнов юбилейные даты своей жизни обычно встречал на Дальнем Востоке. Так было и в конце октября 1979 г., когда он после Хабаровска направился в Комсомольск-на-Амуре. В это время я жил в городе юности, был на встрече писателя с читателями в Доме молодёжи, и обратил внимание на то, что знаменитого писателя никто не фотографирует: видимо, не было соответствующей команды партийных органов. Я набрался смелости и попросил у писателя разрешения сопровождать его в поездках по городу. Разрешение я получил. Съёмка удалась, а в 1980 году, будучи проездом в Харькове, я написал Задорнову в Ригу письмо, что мог бы лично навестить его и вручить снимки. Николай Павлович не только быстро ответил, но и устроил мне царскую встречу: за свой счёт на трое суток поселил меня в «Даугаву» — лучшую гостиницу Риги. Николай Павлович показал мне и Ригу, и Рижское взморье.

Я спросил у писателя, почему его книги выходят без иллюстраций? Николай Павлович ответил, что всегда искал подходящего художника, но, к сожалению, не нашёл такого, который обогатил бы его книги своими рисунками. Георгий Цивилёв — единственный художник, который его устраивал и с которым он дружил в Комсомольске-на-Амуре в годы своей молодости. «Амур-батюшка» 1944-го — единственное издание, вышедшее с иллюстрациями этого художника. Г.Цивилёв умер совсем молодым, а его рисунки к роману «Амур-батюшка», представлявшие собой красочные акварели размером 60х90 см, бесследно пропали на какой-то художественной выставке в Москве.

«Амур-батюшка» 1944 года издания — библиографическая редкость. Мне удалось найти эту книгу и переснять иллюстрации Цивилёва хорошей оптикой. Надеюсь, мои фотокопии пригодятся в юбилейном выпуске романа «Амур-батюшка» в 2024 году.

Известный писатель-сатирик Михаил Задорнов так отзывается о своём отце: «Отец не был партийным. Он был слишком романтиком, чтобы жить в неромантическом партийном настоящем. Он жил в мечтах о нашем благородном прошлом».

Олег ГУСЕВ

Яндекс.Метрика