Появилась возможность привлечь деньги федерального бюджета на развитие спорта и туризма в Комсомольске-на-Амуре, и Управление капитального строительства по решению администрации города провела общественные обсуждения материалов проектирования и воздействия на окружающую среду по реконструкции дороги на лыжную базу «Снежинка».
По этому проекту предполагается расширить дорогу до 10 метров, проложить двухметровую пешеходную дорожку, заасфальтировать. Перед последним подъёмом на лыжную базу выполнить стоянку автотранспорта. При строительстве вырубаются прилегающие лесные насаждения. Предполагается пустить под снос или частично изъять около десятка дачных участков. А часть кедрово-тисовой рощи, особо охраняемой территории краевого значения, пустить под рубку для стоянки автомашин.
Сама идея строительства дороги на местах, где люди катаются и отдыхают, за счет их изъятия в пользу улучшения условий для транспорта и без улучшения условия маломобильных граждан не экологична, обсуждать такой проект очень сложно. Это выглядит так: есть идея строительства дороги, она популярна и с этой целью преодолеваются возникающие препятствия. Доказывается необходимость вырубки особо охраняемой территории, преодолевается сопротивления дачников по поводу изъятия участков и размещения автомобильных стоянок и т.д.
Казалось бы, дорога просто необходима для развития спорта и туризма. Попробуем оценить положительную и отрицательную роль этого мероприятия.
Для начала давайте определимся, что мы подразумеваем под понятием «лыжная база». Под этим термином мы понимаем наличие территории с хорошими лыжными трассами, прекрасного леса, в данном случае имеющего статус особо охраняемой территории в связи с наличием уникальных растений, благоприятный рельеф и наличие помещения для обогрева, проката лыж и отдыха. Так вот, территория, подходящая для развития спорта, начинается прямо с началом проектируемой дороги у дороги на Хальгасо. Здесь с давних времен катались и катаются дети и взрослые, пока не была организована лыжная база. Так может надо зону отдыха приблизить к людям, к путям транспорта, а не наоборот?
Необходимость строительства любой дороги определяется изучением пассажиропотока. С этого и начнем. В настоящее время посещение этой территории происходит по двум направлениям примерно одинаковой загруженности. Машины движутся по старой дачной дороге, а маломобильные посетители — дети и безмашинные лыжники — поднимаются к месту катания пешком по параллельной тропе протоптанной выше по склону в снегу. Это около 900 метров. Дорога имеет значительный уклон, она скользкая, и движение людей и машин в одном уровне в зимнее время очень опасно. Поэтому и движение происходит по двум дорогам.
Ну и что даст новая дорога в условиях такого пассажиропотока? Практически ничего. Кто ездит на машине, тому, возможно, будет и удобней, если снег с асфальтового покрытия будет убираться регулярно. Но такого не бывает. Значит будет только хуже. Кстати, конечная стоянка транспорта сдвигается вниз от лыжной стартовой площадки. Зачем стоянка машин на лыжне? Не нужна. Это правильно и понятно. Для маломобильного населения проектом предусмотрена пешеходная дорожка рядом на одном уровне с проезжей частью. Безопасности пешеходам и удобства от этого не прибавится. Они будут топтать безопасную дорожку, как сейчас это происходит.
Каким же образом данный проект улучшит развитие спорта? Совершенно не понятно. Дорога в тупик!
А теперь об иных предложениях. Хотелось бы чтобы администрация города определила изначально границы территории развития этой уникальной части городских земель для спорта и туризма. В состав этой территории следует включить близлежащие сопки, которые сейчас используются неорганизованно. Они очень подходят для современных видов лыжного спорта фристайла, трамплина и т.д. То есть, следует приблизить объекты использования отдыха для населения а не строить куда-то дорогу. Лыжный спорт не предполагает езду на машинах по лыжным трассам (хотя до этого уже недалеко). А вот подъёмник или канатную дорогу прямо от дороги на Хальгосо до существующей стартовой площади лыжной базы, конечно, строить необходимо.
Представляете, канатная дорога! Да только благодаря такой услуге, количество желающих заняться спортом и туризмом значительно увеличится. Решится проблема транспортной доступности маломобильных граждан, которые не имеют транспорта. Внизу у дороги нужно будет строить новую инфраструктуру для обслуживания. Это, кстати, необходимо при любых условиях, так как старое здание базы давно не отвечает современным требованиям. Хотя, даже с учетом новых предложений, ее значение будет востребованным.
Может, и спонсоры для строительства новых трасс и спусков нашлись бы, и проблемные вопросы исчезли.
Просим УКС и администрацию города данную статью считать письменным предложением к материалам обсуждения проекта. Призываем жителей города, кому не безразлична данная проблема, высказать свои предложения.
Сергей ШУЛЬЖЕНКО