Поисковики из Воронежа нашли останки красноармейца из Комсомольска-на-Амуре, бесследно сгинувшего на полях сражений Великой Отечественной войны.
К пяти тысячам фамилий, высеченным на плитах мемориального комплекса «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны», постепенно добавляются всё новые – благодаря неустанной работе поисковых отрядов на местах былых сражений находятся останки солдат, которые многие годы числились без вести пропавшими. Нынче здесь появится фамилия Андрея Кутурова, который принял свой последний бой в далёком селе Ольховатка Воронежской области.
На фронт из Комсомольска-на-Амуре Андрей отправился в мае 1942 года, восемнадцатилетним мальчишкой. Единственное письмо, полученное его родными, было написано им в эшелоне, в котором он ехал к месту службы. И вплоть до нынешнего времени о нём не было никаких известий. Вернуть из небытия его имя помогли участники поискового отряда «Патриот» из Воронежа. В октябре минувшего года близ Ольховатки они обнаружили неизвестное захоронение воинов Красной Армии. Ожесточённые бои в этом районе проходили с июня 1942 года по январь 1943 года – в этот период и оборвалась короткая жизнь комсомольчанина Кутурова.
Рядом с человеческими останками нашли личные вещи погибших, среди которых был «смертный» медальон – так называли использовавшиеся во время Великой Отечественной войны закручивающиеся пеналы из карболита, в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца. Вкладыш в найденном воронежцами медальоне неплохо сохранился – нечитаемой стала только фамилия самого бойца, а вот часть с именем и адресом его отца, которому нужно было сообщить известие о гибели его сына, уцелела. Здесь указывалось, что боец призывался из военкомата Комсомольска-на-Амуре, его отец – Матвей Кутуров, проживавший в Комсомольске, на Дзёмгах, 38-й квартал, дом №36. Этого адреса уже не существует — бараки давно снесли, а семьи расселили.
— Единственно возможным вариантом поиска нам виделось обращение к жителям далёкого Комсомольска, — рассказала Людмила Шмакова, представитель ПО «Патриот». – И они не подвели: на наше сообщение откликнулась комсомольчанка Татьяна Моисеева. Она сходила по адресу из медальона, прошла по архивам города, добыла нужную информацию.
Татьяна провела огромную работу и нашла племянницу погибшего — Ольгу Акимченко, которая помогла установить данные своего дяди. До призыва на военную службу Андрей Кутуров трудился на авиастроительном заводе, в архивах которого сохранились все документы солдата: повестка на фронт, автобиография, написанная от руки, другие анкеты, которые он заполнял при поступлении на завод, фотокарточка.
– Спасибо всем, кто помогал в поисках, ведь благодаря этим людям мы узнали имя бойца, можем посмотреть в его глаза и даже увидеть его почерк, — говорит Татьяна Моисеева. – Вот только родители так и остались в неведении о судьбе своего сына. Мама Андрея умерла от болезни в том же году, когда его призвали. Матвей Кутуров всю жизнь искал сына, а после смерти отца поисками занимались младшие братья, но безрезультатно – в архиве Минобороны среди данных тех лет почему-то не осталось ни единого упоминания об Андрее Кутурове.
Лишь спустя 75 лет, как отгремела та страшная война, совместными усилиям воронежских поисковиков и неравнодушных комсомольчан имя Андрея Кутурова удалось вернуть из небытия.
— Мы, правнуки Победы, должны помнить о подвиге наших прадедов. Благодаря им мы живём под мирным небом, — говорит Татьяна Моисеева.
Останки красноармейца Андрея Кутурова планировалось торжественно захоронить 6 мая этого года в селе Чистая Поляна Рамонского района Воронежской области, где расположена братская могила погибших в годы Великой Отечественной войны солдат. Однако из-за пандемии коронавируса траурную церемонию пока пришлось отложить.
Материал подготовила Светлана ШЕРСТОБИТОВА