Кризис – не катастрофа

Ситуация с коронавирусом особенно болезненно сказалась на самочувствии малого и среднего бизнеса. Однако любой кризис имеет и обратную сторону – как правило, он не только тушит деловую активность бизнесменов, но и даёт толчок развитию новых сфер предпринимательской деятельности.

О том, как себя в нынешних условиях чувствует бизнес Комсомольска, а также о прогнозах на ближайшее будущее нам рассказал управляющий Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства Комсомольска-на-Амуре Алексей Арапов.

По словам Алексея, наименьшие потери от кризиса понесли продуктовые магазины. Оно и понятно – вирус вирусом, а за продуктами ходить надо, одними антисептиками сыт не будешь. Правда, здесь тоже зафиксировано некоторое снижение оборотов.

Фонд по поддержке предпринимательства Комсомольска, как только грянул коронавирус, оперативно создал горячую линию, на которую принимались обращения городских предпринимателей с просьбами разъяснить суть различных нормативно-правовых документов, касавшихся режима ограничений в работе предприятий. По шквалу звонков, который пришёл в Фонд, можно было судить о том, насколько неординарная сложилась ситуация, когда друг на друга наложились сразу несколько факторов – падение цены на нефть, девальвация рубля и сам коронавирус. Специалисты Фонда объясняли, каким образом, не нарушая закон, сохранить бизнес.

— Самое интересное, что даже тот бизнес, который выигрывает на стагнации бизнеса – услуги по банкротству, микрофинансовые займы – не смогли выстрелить, — говорит Алексей Арапов. – Везде упал клиентский трафик, значит снизилась и выручка по этим направлениям.

Но то, что юристы не смогли извлечь выгоду из кризиса, не означает, что не было банкротств и закрытия предприятий. Ликвидация – мероприятие не одного дня, и мы ещё услышим о том, что прекратили свою деятельность те или иные компании. В апреле наметился рост числа закрывшихся бизнесов, однако затем налоговая инспекция восстановила в реестре по стране около 65 тысяч субъектов предпринимательства для того, чтобы они смогли получить помощь от государства. Впрочем, налоги и страховые пенсионные взносы за первое полугодие большинству всё-таки придётся заплатить. Согласно прогнозам, до конца июня, предприниматели будут ждать мер поддержки, и только потом, проанализировав сложившуюся ситуацию, примут решение – закрываться или нет.

Лучше всего сейчас себя чувствуют крупные игроки. Они могут рассчитывать на более масштабную государственную поддержку, особенно те, которые получили статус системообразующих. У малого бизнеса, имеющего скромный запас прочности, худшие возможности остаться на плаву.

— Тем не менее это можно рассматривать не как катастрофу, а как очередную встряску, — считает Алексей Арапов. — С начала 2000-ых не было ни одного года, который был бы лучше предыдущего. Бизнес постоянно испытывал сложности, мирился со снижением доходов. Поэтому нынешний кризис – это очередной повод найти новые ниши для бизнесменов.

По прогнозу Алексея Арапова, кризис станет достаточно затяжным, и его последствия город будет ощущать на протяжении ещё двух-трёх лет. Однако он обнажил назревшую необходимость изменений. Сложившаяся в предпринимательской среде бизнес-модель «купить – привезти – продать» достаточно зыбкая, неустойчивая к подобным потрясениям. Она-то и стала определяющим фактором в возрастании потерь от коронавируса. Настала пора отказаться от привычной схемы зарабатывания денег. Многие сейчас задают вопрос, что будет, когда спад закончится. Какие виды бизнеса станут развиваться наиболее активно.

— Наибольший спрос в ближайшем будущем, я думаю, будет на онлайн-торговлю. Этому способствуют и новые инструменты. Объявлено о создании магазина на площадке «Фейсбук – Инстраграмм». Покупатель сможет, не вставая с дивана, осуществлять покупки прямо в своих любимых соцсетях. К нам в город это придёт, конечно, чуть позже, однако в целом тенденции перемен уже заданы, и к ним надо идти.

С одной стороны, кажется, что это приведёт к снижению мобильности покупателей, однако предприниматели смотрят на это несколько под другим углом. Они считают, что такая форма торговли экономит время, увеличивает удобство, а также повышает информированность потребителя о товаре, который можно купить просто при помощи смартфона.

Но если потребитель будет меньше двигаться, если вся его деятельность ограничится тыканием пальцем по экрану смартфона, не убьёт ли это спортивные залы?

— Не думаю, что они пострадают, — успокаивает Алексей Арапов. – Спортзал – это не только средство поддержания физической формы, но и место общения, где собираются люди с общими интересами. Такие предприятия станут сходить на нет только после того, как у людей снизится потребность в коммуникации.

Между прочим, Комсомольск-на-Амуре, в сравнении с большинством городов, сейчас представляет из себя достаточно благодатную почву для развития предпринимательства. Здесь присутствуют крупные градообразующие предприятия, работающие с государственным заказом, поэтому покупательная способность будет наивысшей среди их работников, а также у бюджетников. Соответственно, они свои деньги понесут в магазины, то есть в малый бизнес.

Зато те города, где малый бизнес имел достаточно большую долю в формировании экономики, скорее всего, почувствуют дискомфорт. Так что, если предприниматели, столкнувшиеся с трудностями, решили переместить свой бизнес в сторону западных регионов страны, есть смысл задуматься о том, что остаться дома – более мудрое решение.

Родина поможет

Государство планирует оказать серьёзную поддержку бизнесу. К 1,5 миллиардам рублей, что будут направлены на Дальний Восток, добавятся ещё 1,4 миллиарда рублей для докапитализации микрокредитных организаций. Они, в свою очередь, будут выдавать льготные займы со ставкой от 1 до 10%.

Ещё одна мера поддержки, пока недостаточно оценённая предпринимателями – выдача субсидий на выплату сотрудникам компаний зарплат в размере МРОТ, то есть 12130 рублей. В Комсомольске заявки на получение этих денег подали всего 60% предпринимателей, имеющих право на эту льготу. После одобрения выплаты деньги приходят на расчётные счета в течение 2 дней. Узнать, подпадает ли предприятие под эту меру поддержки, можно на сайте www.nalog.ru.

Яндекс.Метрика