Дмитрия ЕФРЕМЕНКО, сборщика корпусов металлических судов Амурского судостроительного завода, в сборочно-сварочном цехе и за его пределами называют гуру. И не только потому, что, имея самый высший, пятый разряд в своей профессии, он в совершенстве владеет искусством читать чертежи и по ним собирать узлы для секций будущих кораблей, но и за его внешнюю невозмутимость и спокойствие.

— Обычная работа, — пожимает плечами Дмитрий.
— Фору даст любому, — парирует начальник цеха Пётр Голод. — Умеет глобально мыслить, свободно ориентируется во многих технических вопросах, профессионал с большой буквы, на которого могут равняться 90 процентов работников не только цеха, но и завода. Опыт колоссальный!
Когда юный Дмитрий Ефременко окончил восемь классов советской школы, у него не возникло вопросов, куда пойти учиться. Всё было решено ещё в детстве, которое, как и у всех мальчишек той поры, проходило в постоянном движении и поиске себя. Однако кружки моделирования и детского творчества всегда побеждали.
— В каких только кружках я не побывал! – делится Дмитрий Михайлович. – Всегда любил делать что-то руками, при этом размышляя и соображая, что, как и к чему присоединить, как добиться качественного результата. Особенно нравилось заниматься моделированием самолётов и кораблей. Впоследствии выбрал для себя всё-таки корабли и суда в противовес своему брату, который пошёл работать в самолётостроение, на авиационный завод имени Ю.Гагарина.
К слову, с Амурским судостроительным заводом семью Ефременко связывает и то, что отец в своё время работал здесь, был столяром-краснодеревщиком.
Своё первое впечатление о профессии Дмитрий получил во время учёбы в Комсомольском-на-Амуре политехническом техникуме, когда проходил производственную практику в сборочно-сварочном цехе. Он с теплотой и благодарностью вспоминает своих первых наставников — Александра Бойко и мастера Владимира Гордиенко, на чей участок попал после окончания техникума. Сейчас практически все коллеги Дмитрия Михайловича по бригаде на заслуженном отдыхе, но ежегодно собираются, правда, неполным составом, у своего уважаемого мастера.
Дмитрий Ефременко в судостроении без малого тридцать лет. За плечами свыше двадцати пяти военных кораблей и гражданских судов, в которых он даже по прошествии лет может с точностью указать на тот узел или секцию, которые собирал собственными руками. И это не считая его участия в строительстве уникальных для амурских корабелов плавучего комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш», ледостойкого основания для платформы «Моликпак» (заказчик – «Sakhalin Energy Investment Company»), а также модуля поддержания пластового давления и энергетического модуля для этой же платформы.
В 2002 году Амурский судостроительный завод получил заказ от компании «ABB Lummus Global Inc» на изготовление 54 резервуаров-хранилищ для бурового раствора и нефтепродуктов. Заказчик поставил очень жёсткие сроки для исполнителя, но амурские корабелы справились! Вспоминая те дни, когда сборочно-сварочный цех трудился не покладая рук, а смена продолжалась порой свыше 12 часов, Дмитрий Михайлович говорит, что «было трудно, но интересно».

Трудности, однако, были не только на работе. Тяжело было во времена отсутствия заказов. Именно тогда большая часть бригады, где трудился Ефременко, объединившись, искала работу на других предприятиях отрасли. От Владивостока до Северодвинска – таковы были границы приложения талантов и профессионализма сборщиков из Комсомольска-на-Амуре. И ни на одном из предприятий им не пришлось краснеть за свой труд. Потому что делали всё качественно и на совесть.
— Любимая работа не может быть неинтересной, — делится он своими размышлениями. — По новизне, сложности, а может быть, даже по уникальности заказов профессия кораблестроителя для меня — самая лучшая. Я принимал участие в строительстве многих кораблей и судов. Работа без интереса, без применения ума не приносит удовлетворения. Сложная работа заставляет думать, искать пути решения задач и, наконец, находить их. Тогда только растёшь как профессионал, и не только в своих глазах, тебя начинают уважать коллеги в коллективе, появляется авторитет…
Глядя на сегодняшнее поколение молодых корабелов Амурского судостроительного завода, Дмитрий Ефременко уверен, что корабельное дело – в надёжных руках:
— Смотрю на своего напарника – парню всё интересно. Без конца задаёт вопросы, интересуется, как сделать лучше и качественнее, любит голову поломать над чисто инженерной проблемой, но главное – работает на совесть. Потому что это – отличительная черта амурских судостроителей.
Настоящая мужская работа, профессиональное отношение к своему делу, крепкий коллектив цеха, очевидно, всё это сыграло свою роль в понимании Дмитрием Ефременко своей профессии. И, говоря откровенно, он ни разу не пожалел, что это стало делом всей его жизни.
Материал подготовила Марина РАДАЕВА