Тренеры педагогов

Современный ритм жизни требует от учителя профессионального роста, творческого отношения к работе и большой самоотдачи. Он должен уметь помочь в получении знаний не только детям, но и своим коллегам. Особенно в этом нуждаются молодые педагоги. С этой ролью справляются наставники — своеобразные тренеры, готовые вовремя дать совет.  О таком виде работы нам рассказали в школе №6, гимназии №9 и детском саду №18.

Учитель и наставник – команда

Директор школы №6 Наталья Жосан говорит, что в учебном заведении практикуется входное анкетирование «Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста». В школе работает клуб молодого учителя, где педагогов учат работать с документацией, помогают достичь эмоциональной устойчивости в работе с детьми и коллегами.

– В нашей школе наставник и молодой педагог проводят совместные интегрированные уроки, – отметила Наталья Александровна. – Оба участника видят деятельность друг друга, благодаря этому могут понять, как строится совместная деятельность на уроке и какой вклад вносит каждый из них. В этом учебном году наша школа участвовала в краевом командном сетевом конкурсе «Мета — учитель в школе перемен». В нём участвовали молодые специалисты, и работа в команде повысила их самооценку и уверенность в себе. В результате появилось множество продуктов, которыми может воспользоваться каждый педагог: интерактивная тетрадь по технологии, лента времени и игры о путешественниках Хабаровского края, пособие для учителей начальных классов по работе с трудными словарными словами и другие.

Результатом совместной деятельности наставника Ларисы Кучиной и молодого педагога Алеси Саяпиной стало участие последней в городском конкурсе молодых специалистов «К вершинам мастерства», в котором она заслуженно стала лауреатом, а за участие в краевом конкурсе «Педагогический дебют-2020»  была награждена дипломом второй степени.

– Я обращаюсь к наставнику, когда не знаю, как поступить, – рассказала Алеся Саяпина. – Она также мотивирует меня на участие в различных конкурсах, и это позволяет поверить в свои силы. Когда почувствую себя опытным педагогом, думаю, смогу стать наставником.

От теории — к практике

В гимназии №9 разработана и успешно реализуется модель постдипломного сопровождения молодых педагогов и педагогов, имеющих перерыв в профессиональной деятельности. О ней рассказала заместитель директора по УВР Марина Щербакова:

– Молодые учителя получают хорошие теоретические знания, но они не преобразованы в умения. Вчерашние выпускники порой испытывают сложности во взаимоотношениях с классом, коллегами и родителями, в планировании педагогической деятельности и самообразования. Если такого педагога с первых дней отпустить в «свободное плавание», вскоре начнутся проблемы, так как молодой педагог почувствует себя брошенным на произвол судьбы и у него могут появиться сомнения в правильности выбора профессии, в собственной состоятельности.

Марина Владимировна утверждает, что создание эмоционально благоприятной атмосферы в учреждении является одним из главных условий постдипломного сопровождения молодого педагога. С этой целью в гимназии организована работа «Школы молодого педагога», осуществляется сопровождение опытными коллегами для успешного процесса входа в профессию.

По результатам выпускных экзаменов ученики молодых педагогов показывают хорошие результаты, соответствующие средним гимназическим и городским показателям.

В течение последних лет молодые учителя гимназии неоднократно становились победителями и лауреатами городского конкурса «К вершинам мастерства», краевого конкурса  «Педагогический сёрфинг», принимали активное участие в методических мероприятиях. Закрепляемость молодых педагогов в гимназии составляет 90%.

От ученика — к наставнику

Более десяти лет назад воспитатель детского сада №18 Светлана Альянова была молодым специалистом, а спустя некоторое время попробовала себя в роли наставника.

– Опыт работы и высшая квалификационная категория позволяют делиться своими профессиональными навыками, – рассказала Светлана Альянова. – Но когда-то и я была молодым педагогом и также посещала открытые занятия по изодеятельности воспитателей-стажистов. Считаю, что моя работа должна попадать в нерв педагогической проблемы, поэтому наставничество в рамках темы «Нетрадиционные техники и способы рисования», на мой взгляд, очень актуально. Особенно потому, что наш детский сад ставит в приоритет художественно-эстетическое развитие детей.

При этом Светлана Альянова не призывает отказаться от хорошо зарекомендованных временем форм обучения детей. Просто, по её мнению, «золотую середину» никто не отменял.

– Молодых педагогов я не учу рисовать, например, цветок или ёжика, уже хотя бы потому, что это приводит к появлению образных штампов. Я лишь показываю разные способы изображения. Чем можно нарисовать ежа, кроме кисти? Да чем угодно — ладонью, оттиском, смятой бумагой и даже вилкой. И ни в коем случае ни у педагога, ни у детей не должно быть установки, что рисовать можно только кистью, карандашами и фломастером. Подобная философия подводит к тому, что нельзя использовать что-то другое, проявляя фантазию. Важно показать молодому специалисту сходство между предметами и явлениями окружающего мира (например, отпечаток щетинок зубной щётки — имитация пушистости шкурки животного и тому подобное). И тогда педагог начнёт творчески рисовать, а с ним и его дети.

В будущем Светлана Юрьевна хотела бы создать свой блог и делиться опытом на просторах Интернета.

Впереди новый учебный год, и у наставников во всех образовательных учреждениях будет множество творческой работы на просторах педагогики.

Яндекс.Метрика