Воспитание приёмного ребёнка – непростая задача. На этом пути часто встречаются случаи непонимания и даже размолвки. Давайте разберём типичные проблемы в общении и возможные варианты их решений.
1. Почему он не выполняет поручения по дому?
Причина — отсутствие привычки к домашней повседневной работе. Труд для него ранее был видом наказания.
Решение: чёткая конкретизация обязанностей и обязательный контроль за исполнением, поощрение за хорошо сделанную работу и большее поощрение за работу по собственной инициативе. Учите ребёнка работать и отдыхать, делать работу привлекательной за счёт приятно пахнущих моющих средств, под музыку, попутную беседу или в ходе приготовления любимых блюд и т.д.
Прививайте понятие, что добровольный труд — часть человеческого общежития, а состояние внешнего вида, комнаты, дома – результат деятельности или отсутствия таковой.
2. Почему он плохо учится?
Низкая учебная мотивация – настоящий бич для некоторых детей. Полное (внешнее) равнодушие к оценкам, твёрдое убеждение ребёнка (вдолбленное годами в «прежней жизни»), что он ничего не умеет, не знает и вообще «тупой». Неумение анализировать, выбирать главное и вообще выбирать, отсутствие почти всех учебных умений и навыков добиваться успеха. Очень плохая память на цифры, названия. Неразвитая речь, неумение обратиться к учителю за помощью.
Решение: стараться использовать в полном объёме те навыки, которые есть, зачёты за рефераты, письменные ответы, пока не адаптируется. Организуйте дополнительные занятия, терпеливое объяснение материала любого класса и предмета. Примените волнообразный контроль: неделя жёстких проверок сменяется неделей самоконтроля. Поощряйте за хотя бы минимальные достижения в учёбе. Дифференцируйте достижения: «2» — потому что не учил и «2» — потому что учил, но не смог ответить; «2» — за 20 орфографических ошибок и «2» — за 6 ошибок.
3. Почему он ведёт себя вызывающе?
Причина — социальная запущенность, желание привлечь внимание.
Решение: занятия спортом всей семьёй, объяснения, разглядывание журналов с красивыми статными фотомоделями. Прививайте желание подражать не худшему, а лучшему, возбуждайте желание стать привлекательным, любимым, уважаемым. Убеждайте, что для этого нужно определённо себя вести. Необходимо помнить ещё и о том, что шокирующее поведение зачастую это способ защиты, желание скрыть свою ранимость, попытка самоутверждения.
4. Почему он громко говорит и истерично смеётся?
Громкая речь обусловлена тем, что ребёнок долгое время рос в условиях постоянного шума, привык получать что-то только в ответ на громкую речь, требования. Истеричный смех — замена слёз, непонимание того, почему нужно тише говорить, двигаться, если кто-то отдыхает, спит, болен.
Необходимость считаться с желаниями, чувствами других людей поначалу его искренне удивляет и обескураживает, а просьба говорить и смеяться тише воспринимается как покушение на права.
Решение: беседы о том, что у него (неё) очень красивая улыбка, очень мелодичный тихий смех, необходимость вводить в карту мира других людей с их желаниями, потребностями, заботой об их покое. В то же время нужно периодически давать выход подростковому максимализму. Позвольте ребёнку провести вечеринку с друзьями дома в отсутствие взрослых, ходить на дискотеку и выпускать там весь пар. Однако и вам тоже лучше посещать дискотеки.
5. Откуда у него такая эмоциональная незрелость?
Причина истерик, «молчанки», побегов из дома (но недалеко, чтобы просто поискали!)состоит в социальной депривации, отсутствии опыта наблюдений, примеров адекватного реагирования на гнев, страх, злость, обиду, боль.
Решение: разбирайте раз за разом механизм закатывания истерик, учите конкретизировать претензии, вырабатывайте умение ссориться, выговаривать обиду. Как правило, алгоритм истерики таков: не хочу чего-то делать — веду себя вызывающе — меня ругают — я закатываю скандал, который позволяет мне не делать того, чего я не хочу. Разбор механизма в этом случае очень хорошо действует.
Ещё одно из решений — пресечение скандала в зародыше: заметить усталость, неудовлетворение, вызвать на разговор, подсказать, помочь, успокоить, утешить, попытаться повернуть запущенный алгоритм в другое русло, предсказав, что она будет делать дальше и из-за чего сыр-бор.
6. Почему он хамит?
Хамство – это не только грубая, громкая речь, но и пренебрежительная, угрожающая, унижающая манера поведения, желание уйти от ответственности, свалить вину, работу на другого, подмять под себя любым путём. Очень грубый фоновый тон — естественный стиль общения воспитанников детского дома, стереотип общения, выработанный спонтанно группой ничем не связанных детей без социального опыта в среде, где можно чего-то добиться лишь силой, криком, наказанием, где основная цель, как в стае, — выживание за счёт слабых.
Решение: лишь в терпеливом поступательном обучении решать проблемы мирным путём. Мы родные, мы верим, любим ребёнка таким, каков есть, только тогда хочется быть чуть лучше и подражать лучшему. Проговаривать ситуации, разбирать, анализировать, почему произошёл конфликт, как можно было поступить иначе.
Куратор замещающей семьи — руководитель «СППиСЗС», социальный педагог Ирина ХАСЬЯНОВА