Свобода скорости

Мечта любого мальчишки – скорость, соперничество, чувство свободы. Картинг — вид спорта, который выдает море адреналина, ни с чем несравнимые эмоции, почти физическое ощущение скорости, стремления быть первым.

Между прочим, на вопрос, чем картинг отличается от «Формулы -1», легендарный гонщик Михаэль Шумахер ответил: «Практически ничем, разве что только в «Формуле-1» динамика разгона и скорости выше».

Игорь Жемерикин, руководитель автомобильной школы отдела технического творчества Дворца творчества детей и молодежи, сетует на то, что долгое время в городе не проводилось соревнований по этому виду спорта. Однако и утверждать, будто картинг в Комсомольске возродился, тоже неправильно. Потому что он и не умирал. Во Дворце секция работает с 2009 года. И есть надежда, что так будет и впредь.

Что такое картинг?

Карт является именно спортивным автомобилем. Привлекательность картинга в том, что к участию в автомобильных соревнованиях можно привлекать детей с раннего возраста.

И здесь мы разделяем картинг профессиональный и, так называемый, прокатный. Не в смысле «сдавать в прокат», а общедоступный для населения.

Раньше при школах, Дворцах пионерах существовали секции картинга, где энтузиасты строили машины и выступали на соревнованиях. Затем гоночные машины стали выпускаться серийно. Государство даже финансировало этот вид спорта.

В чём смысл?

В первую очередь, картинг является инструментом для подготовки технически грамотных людей. Основная цель – воспитание подрастающего поколения, способного своими знаниями приносить пользу обществу. В процессе занятий в секции дети с раннего возраста получают навыки владения слесарным инструментом, подготовки автотехники, способность свободно ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Снять/поставить колесо, проверить тормозную систему, рулевое управление, работу системы зажигания — все эти действия помогают ребятам понять основной принцип работы любой техники. А когда человек технически грамотный, ему легче пользоваться машиной, на которой он будет в дальнейшем передвигаться, вне зависимости от того, легковая она или грузовая. Картинг же — это тот инструмент, который позволяет нашим детям с раннего возраста понять систему «водитель-автомобиль-дорога». Все, кто научился водить карт, справятся с любой машиной.

— Заниматься картингом я начал с самого раннего детства,- говорит Игорь Анатольевич. — Началось все в 70-е годы на Станции юных техников, которая была на проспекте Октябрьском. Раньше картинг был доступным видом автомобильного спорта. А сегодня он переходит из разряда доступности в разряд элитности. И мы сейчас пытаемся сохранить именно общедоступный картинг как инструмент воспитания подрастающего поколения.

В секцию картинга принимаются дети с первого класса. Жестких требований нет. Главное, чтобы не было противопоказаний по здоровью. Сейчас во Дворце действуют четыре группы, из них три общедоступные. И только одна занимается по индивидуальной программе. Это дети, родители которых сами покупают им машины.

Первоначальные навыки управления картом можно получить, пройдя курс порядка 20 часов. Процесс обучения идёт от простого к сложному: посадка, управление рулём, педали. Затем идёт изучение понятия прохождения траектории поворотов, рассматриваются их категории, отрабатывается торможение.

При Дворце творчества есть прекрасно оборудованный универсальный автодром, там раньше была стоянка, но при помощи главы города её убрали. В прошлом году площадку заасфальтировали, нанесли дорожную разметку.

В доковидные времена картингисты Комсомольска активно участвовали в многоэтапных соревнованиях по автомотогонкам — в Уссурийске, Владивостоке, Благовещенске. Там для гонок построены специальные картодромы. Например, в Уссурийске регулярно проводятся соревнования «Серебряный карт», аналог чемпионата, который проводился в советское время на приз газеты «Пионерская правда».

Главное — безопасность

— В наше время скорости значительно возросли, — продолжает Игорь Анатольевич. — Если раньше карт ехал со скоростью 100-120 км/час, то сейчас на прямых участках машины взрослого класса разгоняются до 200 км/ч. Но, конечно, таких участков мало — на современной гоночной трассе длиной 1200 метров 10-12 поворотов различной сложности и развороты. По управлению карт практически как «Формула-1»: низкая посадка, чувствительный руль, жесткая рама.

Самый мощный в секции карт – итальянский гоночный болид «Моранелло». С двигателем мощностью порядка 60 л.с. и шестиступенчатой коробкой передач он развивает скорость до 200 км/час. Когда такая машина входит в поворот, перегрузки достигают 4G, это уровень перегрузок космонавтов при спуске в космическом корабле. И держать её спортсмену приходится на протяжении десяти кругов. Дети же едут в пределах 100 км/час и тоже испытывают достаточно серьезные нагрузки.

Здесь стоит отметить, что даже при таких, казалось бы, безумных скоростях аварий в картинге практически нет. В наше время безопасность автоспорта шагнула далеко вперед. Пилот имеет защитную экипировку — шлем, защиту шеи и груди, перчатки, специальную обувь. Сам карт по периметру оборудован пассивной безопасностью – пластиковыми обвесами. Боковые короба, передний и задний бамперы защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Снизу рамы расположена пластина, на которую опираются ноги, и чтобы перевернуться, надо уж очень сильно постараться.

Цена вопроса

Что касается затратности картинга как спорта, то здесь следует разделять общедоступный картинг и профессиональный. Разумеется, на уровне профессионалов требуются немалые финансовые вложения. Дорогая резина, моторы, запчасти. К примеру, в России сейчас не производят моторы для профессиональных автомотогонок, все позиции утрачены. Кроме того, машину надо ещё и доставить на соревнования, а это тоже затраты.

В общедоступном картинге ребята по мере возможности стараются выполнять технические работы своими руками. Для этого берётся рама, самый простой мотор объёмом 160 куб. см и мощностью 5 л.с., немного труда и смекалки, и вот уже перед вами настоящий гоночный болид.

Стоит добавить, что на сегодняшний день строительство спортивного комплекса с мотокроссовой трассой, площадкой для автомногоборья, дрифта, трассы для картинга находится в активной фазе рассмотрения на уровне главы города. И если раньше было полное затишье, то сейчас положительные сдвиги есть, уверяет Игорь Жемерикин, поскольку во власть пришли активные политики, которым небезразлично будущее нашей молодежи.

Воспитанники секции картинга Дворца творчества на протяжении многих лет занимают призовые места, являются чемпионами Хабаровского края, призерами многих соревнований на Дальнем Востоке как в личном, так и командном зачёте.

Первые гоночные машины в Комсомольске были построены в конце 60-ых студентами строительного техникума. Расцвет автоспорта в городе пришелся на 70-80-е годы. Он подарил нам таких замечательных спортсменов, как семикратный чемпион СССР по автомногоборью Виктор Сенин. У истоков развития картинга в Комсомольске стояли такие фанаты автоспорта как Виктор Мулик, Алексей Вольф, начальник автошколы ДОСААФ Петр Блинов.

Первая секция картинга появилась в ДОСААФ, затем были секции в школах №45, 51, на Дземгах при заводе клуб юных техников. Сейчас картинг остался только во Дворце творчества детей и молодежи.

«Википедия» утверждает, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны, которые гоняли по летному полю на тележках для подвоза авиабомб. Но первый моторный карт построил американский инженер Арт Ингелс. Он установил на обычную тележку моторчик от газонокосилки, который приводил в движение задние колеса через велосипедную цепь. На этих машинах американская молодежь стала устраивать гонки на парковках возле супермаркетов, а в 1959 году первые карты показали на Парижском автосалоне.

Яндекс.Метрика