Кредитный детектив

Журналист ДВК-Медиа Ярослав НАПАСНИКОВ на себе испытал, как работает одна из схем телефонного мошенничества. Мы решили подробно разобрать схему, по которой действуют мошенники. Надеемся, это убережёт наших читателей и поможет распознать мошенничество на первых минутах.

Вы оформили кредит!

Бум телефонного мошенничества привёл к тому, что списки клиентов банков с персональными данными стали самым популярным товаром на криминальных ресурсах в течение последних лет. Обладая данными жертвы, мошенники с лёгкостью создают иллюзию звонка из банка или из государственного органа. Как правило, они переносят жертву в ситуацию быстрого выбора действий, чтобы «спасти» деньги, которые как раз пытаются похитить.

На личный номер нашего журналиста вечером пятницы, под конец рабочего дня, позвонил «сотрудник Сбербанка», сообщив, что на его имя оформлен кредит. И оформил его недобросовестный сотрудник организации, использовав доступ к индивидуальному номеру банковского счёта, причём не к расчётному счёту, а к «индивидуальному», который якобы позволяет получить доступ сразу ко всем расчётным счетам.

«Сотрудник Сбербанка» обязательно расспросит вас о том, сколько денег на ваших счетах, сколько счетов, какие финансовые операции вы совершали, брали ли вы в последнее время кредиты, есть ли счета/кредиты в других банках. Фактически мошенник зондирует почву. Он не знает, сколько денег на ваших счетах, не знает, есть ли у вас кредиты (если у вас они есть, то вряд ли банк одобрит вам очередной). Мошеннику необходимо убедиться в том, что схема получит в итоге выгоду.

Наш журналист подался во все тяжкие: деньги есть, последние операции были на крупные суммы, все кредиты добросовестно погасил. Первый номер, с которого начал зондирование мошенник: +7 495 796-9336. Повторные прозвоны поступали с номеров: +7 499 714-8466, +7 499 290-9263, +7 499 290-9302, +7 499 290-9481, +7 499 290-9417, пока «сотрудник Сбербанка». Чтобы окончательно убедить нашего коллегу в том, что звонок официальный, вызов пришёл с номера +7 900 555-5550! «Вы же видите, что я сейчас с официального номера Сбербанка звоню? Но этот номер открытый, по нему информация не защищена, поэтому я сейчас вам перезвоню с защищённого номера». Убедительности ради на заднем фоне шумел офис таких же «сотрудников», видимо тоже активно старавшихся уберечь финансовые сбережения граждан.

Итак, уточнив, что клиент кредит не оформлял, «сотрудник Сбербанка» журналиста успокоил. Мол, операцию по кредиту в Сбербанке служба безопасности уже заблокировала. Но кредиты были оформлены и в других банках (поскольку недобросовестным сотрудником получен доступ к тому самому пресловутому индивидуальному номеру счёта), и вот тут гражданину придётся стать участником целого криминально-кредитного детектива! Будем ловить преступника и наказывать. Сейчас ему перезвонит сотрудник Центрального банка РФ!

Чтобы передать всю информацию от клиента, «сотруднику Сбербанка» необходимо созвониться с сотрудником Центробанка и передать всё, что он узнал. Однако специалист Центробанка перезвонит вам мгновенно, секунд через 5-10, и будет владеть всей ранее вами озвученной информацией. Можно сделать вывод, что мошенники сидят рядом и фиксируют входящую информацию. Им необходимо постоянно прессовать клиента, вводить его в состояние паники, пресекать попытки трезво оценить ситуацию, вызывать желание бросить всё и немедленно начать реагировать.

Сотрудником службы безопасности Центробанка оказалась обладательница обольстительного голоса, представившаяся Анной Смирновой. Для пущей убедительности она даже назвала свой табельный номер — 301129! И попросила записать его, а также номер телефона +7 977 604-2657.

Итак, Центробанк очень сильно обеспокоен тем, что кто-то из недобросовестных сотрудников Сбербанка пытается оформить кредит на некоего Дмитрия Новикова. Весь дальнейший разговор записывается, а вся переданная информация является банковской тайной. Если наш коллега расскажет о происходящем хоть кому-то из сотрудников, родным или просто мимо проходящим людям, то ему светит тюремный срок, согласно части второй статьи 183 УК РФ («Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»). Помимо прочего, специалист зачем-то уточнила регион пребывания нашего журналиста (хотя «сотрудник Сбербанка», имея доступ к мошенническим трансакциям, должен был знать регион). Зачем, станет понятно через несколько минут. Анна Сергеевна, запугивая банковской тайной, начинает рассказывать суть происходящего: Центробанк совместно с ФСБ проводят операцию по выявлению недобросовестных сотрудников банков. И сотрудник ФСБ нам сейчас всё объяснит!

Пятисекундная пауза, и на телефоне высвечивается входящий номер: +7 4212 79-77-01. Мужской голос с восточным акцентом делает вид, что связь плохая, расслышать ничего нельзя, кроме «ФСБ по Хабаровскому краю». Имя, фамилия и звание звонящего так до конца «операции» остаются тайной. Но дальнейшее слышно очень хорошо: ведётся запись разговора, опять проговаривается, что никто не должен знать о происходящем, снова всплывает ст. 183 УК РФ.

Закон действительно предусматривает несколько типов защищаемой от третьих лиц информации. Отдельное место в этом перечне отведено банковской тайне, за разглашение которой виновный может понести и уголовную ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ. Однако к нашей ситуации это отношения не имеет. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконный сбор и незаконное разглашение любым третьим лицам и любым путём сведений, составляющих банковскую тайну. Её вторая часть говорит о намеренном разглашении или использовании данной информации. Состав нормы распадается на три признака преступления: а) сведения должны быть разглашены или использованы незаконно; б) это произошло без согласия владельца сведений; в) преступник — лицо, имеющее доступ к данным благодаря своей работе или получившее их из-за наличия доверительных отношений с их владельцем. Таким образом, преступником может стать только сотрудник или руководитель кредитного учреждения. Контролируя жертву, мошенники просто не дают ей возможности свериться с буквой закона.

«Сотрудник ФСБ» просит нашего коллегу сказать, что он (ФИО) обязуется беспрекословно выполнять все инструкции сотрудника службы безопасности Центрального банка Анны Смирновой. Нашему «живцу» сообщают, что операция носит кодовое название «Сирена» и с этого момента ни с кем, кроме Анны Сергеевны, он говорить не может. Иначе: арест, тюрьма, Колыма. А сотрудница СБ ЦБ РФ обязана при звонке представиться, назвать табельный номер и пароль «Сирена». Считая, что клиент окончательно созрел, «сотрудник ФСБ по Хабаровскому краю» передаёт нашего созревшего коллегу в объятия очаровывающего голоса Анны Сергеевны.

Чтобы поймать — кредит нужно взять

«Смирнова Анна Сергеевна, табельный номер 301129. Вы меня хорошо слышите?» — осведомляется очаровывающий голос «специалиста по безопасности». С этого момента начинается самый ответственный этап операции по поимке нечистоплотного работника Сбербанка, оформившего кредиты в разных банках от имени нашего «живца» на некоего Новикова.

Необходимо проследовать в ближайшее отделение «ПочтаБанка». Причём в то самое, которое укажет Анна Сергеевна, потому что, сами понимаете, мы же ловим преступника. Правда, нам так и не удалось до конца выяснить, чем именно была обусловлена «тасамость». Но так или иначе журналисту необходимо было проследовать в отделение на проспекте Ленина, 19. До конца рабочего дня оставалось полчаса.

Нашего коллегу первые пять минут просили поторопиться, «встать и идти», взять такси и не медлить с прибытием к месту назначения. Ведь прямо сейчас на него злоумышленники повесят кредит, и всё — придётся гасить! И никакие ФСБ тут уже больше не помогут! Но коллега был непреклонен. Для того, чтобы оттянуть время (не бросать же работу на полпути, а мошенники уже чувствовали, что сегодня обогатятся на n-ю сумму, и отпускать потенциального «созревшего клиента» не собирались), было принято решение сослаться на слабый заряд батареи телефона и на полчаса отложить срочность проведения операции. Ведь «сотрудник ЦБ» должен был всё время оставаться на связи с нашим журналистом.

Ровно в 17.00 по местному времени наш коллега в полном одиночестве начал своё неторопливое путешествие в «ПочтаБанк» на проспекте Ленина. Погода стояла тёплая, вечер обещал быть интересным. По дороге Анна Сергеевна каждые пять минут интересовалась, сколько осталось идти до банка. Оно и логично: вечерело, отделение банка работало до 18.00. На подходе к коммерческой структуре наш «живец» получил долгожданные инструкции по сохранению своего status quo.

Для того чтобы не дать мошеннику заполучить вожделенный кредит и не попасть в долговую яму, нашему коллеге предложили… взять встречный кредит. Иначе же банковские структуры не работают. Берём встречный кредит на ту же сумму, и мошенник в пролёте! Потому что это же операция официальная. Вам же из ФСБ звонили, кодовое слово «Сигнал», табельный номер 301129, служба безопасности, Центральный банк, деньги застрахованы, все расходы банк берёт на себя, вам всё вернут…

Настроения брать сегодня кредит у нашего коллеги этим прекрасным тёплым пятничным вечером не было. Поэтому он вежливо предложил мошеннице пообщаться с представителями правопорядка в ОП №3, который располагался неподалёку. Она почему-то отказалась, грозя судом и проблемами с ФСБ. И отключилась. Зато не приминул подключиться тот самый «сотрудник ФСБ по Хабаровскому краю» с восточным акцентом. Акцент теперь был более выраженным и сдабривался непечатной лексикой в духе: «С вами же б#@%ь целый час разговаривали, вы там оx&#@и?», чем окончательно провалил операцию и раскрыл карты.

Ярослав НАПАСНИКОВ

Яндекс.Метрика