Автостопом по России

Есть много способов путешествовать. Можно улететь в страну мечты на самолёте, а потом загорать на пляже, блаженно попивая коктейль. Можно отправиться в путь поездом и под мерные покачивания вагона считать за окном города.

Можно даже взять велосипед и исследовать карту своей страны самостоятельно – именно так и сделал в 2020 году наш земляк Константин ГИЛКА, проехавший на велосипеде от Комсомольска-на-Амуре до Крыма. Но на этом путешественник не успокоился – недавно Костя решил вернуться. Автостопом.

— Костя, расскажи, как тебя угораздило отправиться автостопом из тёплого Крыма к нам зимой?

— Я работал в Севастополе и, когда наступила зима, понял, что после туристического сезона там не так весело, да и в море уже не покупаешься. Но дело даже не столько в этом, мне просто захотелось нормальной зимы. Бытует мнение, что каждому путешественнику однажды захочется пройти испытание холодом – отправиться в Антарктиду или, как в моем случае, на Дальний Восток. Ну и, конечно, хотел встретить Новый год дома. Лететь самолётом для меня – скучно, а на велосипеде зимой ехать очень сложно, поэтому решил попробовать автостоп.

— В прошлый раз, когда ты рассказывал про свой велотрип, ты был не очень высокого мнения об автостопе как способе путешествия. Твоё мнение изменилось?

— Наверное, я выбрал не самое лучшее время для автостопа, поэтому впечатления смешанные. Сейчас зима, и очень важны хорошее снаряжение и финансовая составляющая – ведь приходится останавливаться преимущественно в гостиницах, в палатке в чистом поле, как я люблю, уже не получится. Но своё отношение я пересмотрел – приключений и здесь хватало. К примеру, постоянная неопределённость. Я почти никогда не знал, где буду ночевать в следующий раз: либо повезёт и меня подкинут до города с гостиницей, либо придётся ловить следующую машину, и тут уж неизвестно, как обернётся.

— Ночевал ты только в гостиницах?

— Пока ехал по югу России, примерно до Ростова, ночевал в палатке. Потом стало уже холодно.

— А настолько охотно водители подбирают путника?

— На севере, за Уралом, мне показалось, люди отзывчивее. В первую очередь, думаю, из-за климата. Несмотря на то что трафик там очень низкий, до Читы я добрался довольно быстро. К тому же на юге автостопщиков очень много, и автомобилисты едут мимо в уверенности, что если не они, так другие подберут. Осуждать тех, кто не останавливается, наверное, не стоит: кто-то не хочет, чтобы вторгались в его личное пространство, кто-то просто боится – мало ли что у меня на уме. Да и я, в свою очередь, всегда был немного настороже, неизвестно ведь, кто мне остановит. Преимущественно меня подбирали люди на легковых автомобилях, которые ехали куда-то по своим делам. На фурах я ехал редко.

— А на чем было интереснее ехать?

— На фуре, конечно, комфортнее – там много места, можно полежать и отдохнуть. Дальнобойщики — это люди, привыкшие к автостопщикам. Они часто рассказывают много интересного и, что особенно хорошо, не надоедают с расспросами, зачем оно мне нужно и почему. С ними какая-то общая дорожная философия.

— Ты проехал австостопом только до Читы. Сильно замёрз?

— Я ещё во время своей велопоездки решил, что «достигаторство» – не мой принцип. Если мне будет что-то совсем в тягость, лучше поберечь себя. Я сам ведь из Хабаровского края, хорошо представляю, что такое сорокаградусные морозы. К тому же на Дальнем Востоке много участков дорог, где можно часами не встретить ни одной машины. Поэтому изначально я думал, что с какой-то точки я отправлюсь на поезде. Это оказалась Чита. Ну, и ещё почему мне захотелось поехать поездом, я очень устал от людей. Когда ты в день меняешь пять, десять, а может, и пятнадцать машин, поневоле устаёшь от общения. Каждому нужно рассказать о себе, ответить на кучу вопросов, выслушать массу историй. Это всё интересно, но сильно утомляет после месяца путешествия. Я привык путешествовать один.

— Были у тебя на пути совсем «мёртвые» участки?

— Да, в Иркутской области, около города Тулун. Я там ночевал, а утром отправился по трассе дальше. Водитель высадил меня на каком-то неизвестном мне повороте, до населённых пунктов идти в масштабе пешехода – бесконечность. Вокруг тайга, никто не останавливается, крепкий морозец. На месте уже не постоишь, поэтому пошел пешком. Дошёл до какого-то «кармашка», где машине будет удобно остановиться, и стал ждать. У автостопщиков вообще есть негласное правило: если где-то тебе не останавливают, уходи с этого места. Пройди метров двести, там остановят. Оно вроде работает (смеется).

— А какие расстояния ты преодолевал с разными водителями? Был ли у тебя самого какой-то лимит или тут как повезёт?

— Это всегда по-разному. Конечно, я старался не ехать с кем-то очень долго, иначе какой в этом интерес. Было такое, что в районе Саратова мне предложили поехать в Красноярск, – я отказался. Иногда мне попадались водители, которые ехали всего пять километров. Но это всё равно новый человек, новое знакомство, и я садился в машину. Ну и вообще, у меня была цель заезжать в города, поэтому я предпочитал ехать небольшие расстояния.

— Были ли на пути у тебя какие-то каверзы?

— Было пару случаев, когда я засомневался в добропорядочности подвозивших меня людей. Уже в пути намекали на то, что я должен заплатить, причём озвучивали невероятные суммы. Потом отшучивались, но осадочек оставался. Были ещё случаи ДТП, причём с одним и тем же водителем. Я впервые увидел человека, который ехал так далеко (около 800 км), обладая явно маленьким опытом вождения либо его полным отсутствием. Дело было по дороге в Улан-Удэ. Водитель был вполне дружелюбен, сказал, что перегоняет только что купленную машину. Вообще, у меня очень хорошая интуиция, и я сразу заподозрил неладное. Разговаривал он довольно странно, однако не казалось, что он под какими-то наркотическими веществами, поэтому я решил, что излишне подозрителен. Но скоро понял, что лучше бы я остался на трассе. Мы ехали по серпантину, и началась пурга. Все машины сбавляли ход и ехали на аварийках, но не мы. Мой водитель ехал 90-100 км в час, обгоняя всех. На одном из обгонов улетаем боком в сугроб. Еле как выбрались, помог водитель фуры, проезжавший мимо. Но на этом наши злоключения не закончились: часом позднее машина закрутилась на 360 градусов и припарковалась боком к отбойнику. Водитель хватался за голову, а я сохранял странное спокойствие. Правда, его я потерял, когда машину снова закрутило на дороге. После этой поездки мне пришлось хорошенько попариться в бане, чтобы снять стресс.

— В этом случае надо сказать: спасибо, что живой! Теперь вопрос, который волнует, думаю, многих: где твой велосипед?

— Важный вопрос! Мне все его задают. Он сейчас в Севастополе, у друзей на хранении. Весной, может быть, я вернусь за ним, он понадобится мне для воплощения некоторых планов.

— А не было ли у тебя мысли переехать в Севастополь на ПМЖ?

— Крым, конечно, мне понравился. Если исключить толпы туристов, то это очень душевный город с неповторимой морской атмосферой. Можно выйти на набережную с чашкой кофе и просто релаксировать. Насчёт постоянного жительства могу сказать, что это, наверное, в принципе, не моё – где-то оставаться надолго. Мне не сидится. Есть даже в мыслях обкатать заграницу. Поеду в Казахстан, если откроются границы, покататься по горам на велосипеде.

— Для гор, наверное, понадобится велосипед помощнее?

— Конечно, хотелось бы приобрести туристический, но пока что нет такой возможности. Может, со временем появится. А может, пересяду за руль автомобиля и буду уже сам подбирать автостоперов.

— Не думаешь, что деградация даже какая-то получается – велосипед-автостоп-автомобиль?

— Наоборот, эволюция (смеется)! А если серьёзно, есть люди, у которых есть всё, и они так же, как и я, садятся на велосипед и отправляются познавать мир, потому что им это нужно.

Виктория ПЯТКОВА

Яндекс.Метрика