Доставать пострадавшего, провалившегося в глубокий колодец, — задача архисложная, особенно если человек полностью обездвижен. Осваивают эту непростую науку студенты Амурского гуманитарно-педагогического университета. Свои навыки им предстоит продемонстрировать на краевом чемпионате World Skill.
Помогают ребятам научиться спасать людей наставники из Комсомольского-на-Амуре поисково-спасательного отряда. Они обучают пользоваться специальным снаряжением, лебёдками и альпинистским оборудованием, позволяющим извлекать людей из самых труднодоступных мест. В самых рядовых условиях колодец имеет диаметр 60 сантиметров, а глубину — 5 метров. Однако бывают случаи и посложнее, когда человек проваливается не в колодец, а в канализационный коллектор. А там глубина до 10 метров. В таких случаях просто гарантированы множественные переломы. При этом необходимо использовать ещё и дыхательный аппарат, поскольку в таком месте дышать практически нечем.
— У нас в колодцы падают не только люди, — говорит Олег Саяпин, начальник поисково-спасательного подразделения Комсомольского поисково-спасательного отряда ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. – Туда проваливаются и лошади, и коровы, и собаки. К тому же маргиналы у нас в городе много крышек колодцев просто поснимали, а это повышает опасность падения.
Впрочем, студенты пока отрабатывают спасение именно людей. И у них уже есть неплохие результаты. Буквально за несколько занятий ребята освоили умение забираться по верёвке наверх, а также спускаться в колодец, чтобы поднять из него пострадавшего. Тем не менее куратор группы Анастасия Юрина уверена — при наличии специальных условий эффективность обучения могла бы стать ещё выше.
— Основная проблема в материальной базе, — говорит Анастасия Юрина, доцент кафедры АмГПГУ. — У нас нет стандартизированной площадки, которая выстроена по стандартам World Skill и которая позволяла бы тренироваться в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Думаю, она была бы востребована для массовых тренировок, потому что профессия спасателя для детей привлекательна.
На другом участке — в гараже пожарной части №13 — студенты осваивают умения действовать в условиях дорожно-транспортного происшествия. Задача — быстро разобрать автомобиль, побывавший в лобовом столкновении. В нём заблокирован условный пострадавший. Для этого используется специальный тренажёр — старая «Тойота». А в качестве пострадавшего выступают по очереди сами студенты. Кузов машины специально подготовлен к «спасательным» операциям. В нужных местах он аккуратно уже разрезан, в эти места установлены сменные штифты, которые необходимо срезать. 15 минут даётся студентам на всю операцию – снятие крыши и эвакуацию человека из салона автомобиля. Для этого они вооружены специальным гидравлическим инструментом. Но полученные навыки позволили справиться всего за пять минут шесть секунд. Однако у настоящих спасателей нормативы на такую работу более жёсткие.
— В лёгких случаях на такую операцию нужно затратить меньше минуты, — говорит Николай Гуртовой, заместитель начальника по поисково-спасательной работе. — В тяжёлых авариях многое зависит от серьёзности ДТП. Но чем быстрее, тем лучше. В среднем четыре-пять минут, если всё слаженно делать. Максимум десять, когда человек очень сильно застрял.
Николай Гуртовой говорит, что ребята схватывают буквально на лету. Причём в группе находятся не только парни, но и девушки. София Возлякова работает с парнями наравне, однако есть у неё и своя специализация – после снятия крыши она начинает работать с пострадавшим, готовит его к эвакуации и оказывает ему первую медицинскую помощь. И не смотрите на то, что она хрупкая и женственная. У девушки достаточно сил и уверенности в себе, чтобы преодолевать трудности профессии.
— Тяжело очень нести пострадавшего, транспортировать его, — говорит Софья. — Он всё-таки много весит и идти долго очень. Но мне очень интересна эта профессия, так что я не жалуюсь.
За год у спасателей может быть по десять-пятнадцать выездов на подобные происшествия. Как правило, самые сложные случаи — аварии большегрузных автомобилей. Их кабины сделаны из более толстого металла, чем легковушки. Его очень трудно резать. Ещё один крепкий орешек — автомобили марки BMW, имеющие повышенный запас прочности. Их металл берёт не всякий инструмент. Так что начинающим спасателям ещё многому предстоит научиться.
Впереди у студентов гораздо более серьёзное испытание. Краевой чемпионат World Skill покажет, кто как освоил науку спасения. Однако уже сегодня некоторые ребята почувствовали вкус к новой профессии и намерены после окончания вуза связать свою жизнь именно с ней.