В воскресенье 6 марта на ДК авиастроителей провожали Масленицу. Рассказываем, как это было.
Пролог
Ближе к полудню застаём картину: играет музыка, но на сцене ДК никого нет. По дворцовой площади похаживают взрослые и смотрят за детьми в ожидании праздника; дети носятся и развлекают себя сами. Зрителей мало. Рядом на трёх столиках продают домашнее мыло, тряпичные куклы, кованые подсвечники и… всё?
Так-с! А где блины?
На парковке у ДК много машин, и подъезжают всё новые. Прибывшие деловито просачиваются во дворец с непокрытыми головами (чтобы не попортить красивые причёски), несут костюмы в чехлах. Одна из мам на ходу пояснила: «Сегодня соревнования по бальным танцам…» Ах, да! Ещё ведь «Амурская мозаика» сегодня открывается! (Материал об этом есть в сегодняшнем номере под заголовком «Как долго мы тебя ждали!»)
На сцену выскочил скоморох и начал развлекать:
– Вы зачем сюда пришли?
– На тебя посмотреть! – кричат из толпы.
– Вот он я! И штаны для вас красные надел. А ещё зачем?
– Блинов на Масленице поесть!
– Блинов хотите? Будут вам! Встречайте: наши девчонки-веселушки! – Вызвал на сцену хор пенсионеров с народными песнями под гармонь и сбежал, шутник. На перекуре за углом ДК объяснил по-простому, что мало зрителей в начале программы – это обычное дело и «через 30-40 минут будет гораздо больше». Что «блины тоже будут, не переживайте, и медведь будет, и чучело сожжём».
Тем временем на сцену вышел ансамбль «Татьянин день», чинно приветствовал честной люд на празднике и залихватски грянул девичьими звонкими голосами.
А народу всё прибывало…
Веселье начинается
От парка Гагарина подошла компания из нескольких семей с детьми, ледянками и снегокатом. Одна мама разочарованно оглядывается:
– А где новогодний городок? Тут же горки были и цифры «2022». Где торговые палатки?
Ничего нет. Ледовый лабиринт, горки и прочее демонтированы из-за плюсовых температур на улице. Палаток тоже не видно.
Со сцены будто в насмешку спрашивают:
– Ну как, есть праздничное настроение?
– Да! – рявкает мама из прибывшей компании и начинает пробираться на крыльцо ДК авиастроителей. Участвует в танцевальном конкурсе (приз – масленичные блины), набирает угощение с запасом на всю компанию. Ища глазами в толпе, снова рявкает:
– Где моя банда?!
Нашла, спустилась, раздала добычу своим. Похоже, веселье начинается.
Кто кого перетянет?
Главный скоморох вызвал помощников, и началось перетягивание каната среди малышни. Сформированные команды «Сметанка» и «Блинчики» хором пищали, тянули, и им незаметно помогали папы. Затем вызвали побороться на канате «девушек-красавиц» и, наконец, «русских богатырей». Пока местные мужики, обозначенные командами «Зима» и «Весна», покрепче ухватывали канат и настраивались на бой, главный скоморох тревожно просил:
– Отведите детей на пять метров: мужчины будут тянуть яростно, не дай бог зацепят кого…
На старт! Внимание! Марш!
И команда «Зимы» начинает побеждать. Главный, плюнув на правила, бросается тянуть за «Весну», крича в микрофон:
– Скоморохи, помогай! Мы по весне соскучились! Дава-а-ай!..
Но те, будто нарочно, тянут за обе стороны поровну. Под общий хохот и улюлюканье победила «Весна».
А блины-то где?
Скоморохи-помощники вытаскивают на площадь два стола с аппетитными горками. Их предводитель зовёт детей на «Эстафету блиноедов» и показывает правила на примере мальчонки, стоящего во главе одной из команд:
– Сворачиваем блин… Обмакиваем в сметану… Плюх в рот! Молодец, убегай! Следующий!
В соревновании побеждает команда, которая сможет первой расхватать блины и спокойно доесть их в сторонке.
– Они же в сметане измажутся! – вскричала одна из заботливых мам.
– Раз в году – можно, – отшутился хитрый скоморох и дал старт.
В итоге всю ребятню бесплатно накормили блинами, а ведущий следил за дисциплиной в командах и (язва такая!) поддел затесавшегося в очередь взрослого:
– Вкусный блин?
– Да.
– А это для детей было…
В итоге хватило всем, и взрослых даже позвали на помощь – прикончить оставшиеся запасы.
Медведь пришёл
Надувная фигура мишки ростом 2,5 метра с трудом выдралась из дверей ДК под музыку мультсериала «Маша и медведь». Ей помогали и пихали под бока сотрудники Дворца культуры. Дети в восторге, ведущий объясняет: это мы Весну позвали и разбудили от спячки хозяина тайги. Вот нам сейчас медведь покажет, как надо танцевать! Мишка старательно изобразил, но в громоздком надувном костюме получилось не очень.
– Ага! Значит, не до конца проснулся, – догадался главный скоморох и увёл гостя «ещё поспать». Разбуженного с трудом запихали назад во Дворец культуры, а на сцене – новый сюрприз: Зима раскапризничалась.
Гори, гори ясно!
Госпожа Зима появилась на празднике ещё раньше и сильно обижалась, что её вздумали провожать и кликать Весну. Теперь заявила:
– Ухожу, но вернусь ещё… Скоро увидимся.
– С чего бы это? – насторожились скоморохи. – Разве мы не все обряды выполнили?
– Конечно, не все!
– Надо чучело сжечь! – подсказывают зрители.
А чучела нет.
Точнее, не было. И вдруг оказалось, что оно стоит на краю дворцовой площади, готовое к последнему аккорду праздника.
Главный скоморох обрадовался и предложил усилить эффект: написать на бумажках всё плохое, что хочется забыть вместе с зимой и её холодами, бросить в коробку и сжечь заодно с соломенной Масленицей. Раздали бумагу и ручки.
– Поторопимся, граждане… Кто написал – делимся ручками… Девочка! Ты уже пятую бумажку бросаешь!
Наконец приготовления окончены, и фигура полыхает. Обряд исполнен до конца. Можно по домам?
Но дети так не считают и, терпеливо дождавшись, пока чучело развалится на бесформенные горящие палки, начинают азартно закидывать огонь снежными комьями. Процесс контролируют родители.
Теперь точно всё. Пора и честь знать.
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора