Собачий драйв

В Комсомольске есть немало поклонников ездового спорта, а в январе 2022 года состоялась первая попытка организовать в Хабаровском крае гонки на собачьих упряжках на дистанцию около 400 км. Нам показалось интересным спросить мнение опытного каюра из Иркутска Олега Тюрюмина об этом опыте и вообще о ситуации с ездовым спортом в России.

Первая «Амурия»

Гонку под таким названием организовал комсомольчанин Константин Еремеев и поставил цель ни много ни мало пройти на собаках путь по замёрзшему Амуру от Хабаровска до Комсомольска длиной более 400 км.

Напомним основные детали того похода.

Местные любители ездового спорта отнеслись к идее настороженно и заявляться не спешили. Поэтому в гонке приняли участие две упряжки под управлением Владимира Бараненаса и Владимира Шаронова – каюров из Амурской области, которые отозвались на призыв организатора. Каждую упряжку тянули по восемь собак. В одну были запряжены маламуты, в другую амурские лайки. Сам Константин Еремеев взял на себя сопровождение каюров на снегоходе, попутно проводя съёмки процесса.

4 января гонка стартовала в Хабаровске и на четвёртый день после преодоления 200 км, то есть половины маршрута, была завершена в селе Троицкое. Проблема в том, что у спортсменов закончились ресурсы для передвижения гоночным ходом.

Кроме того, критика и противодействие, развернувшиеся со стороны некоторых собаководов Хабаровского края, вынудили каюров вернуться домой, не дойдя до Комсомольска.

«Амурия» в Троицком

Советы бывалых

Мы решили спросить специалиста, который в гонках на собаках, как говорится, собаку съел, что следует делать для успешного проведения подобных мероприятий.

Олег Тюрюмин, организатор гонки «Baikal Race» и сам опытный каюр из Иркутска, изначально долгое время занимался служебным собаководством.

В 2004 году впервые испытал себя на этапе Кубка мира «Камчадал», на тот момент единственной в России спортивной гонке на собачьих упряжках. С тех пор ездовой спорт стал его образом жизни. Следом было участие в «Северной надежде» посреди костромских лесов, где Олег пришёл первым. Два года ездил в Карелию на гонку «Калевала», а в 2017 году планировалось участие в одном из самых знаменитых соревнований в Рёрусе (Норвегия). В этом состязании около 200 команд со всего мира стараются прийти к финишу первыми. За четыре дня каюры и их четвероногие спутники преодолевают от 400 до 600 км по снежным равнинам, лесам, горам и замёрзшим озёрам. К сожалению, поехать в Норвегию не получилось: организаторы изменили правила въезда в страну для участников.

— Гонки — это проверка всех качеств человека и собаки, — говорит Олег. — В нашем деле гонка в первую очередь определяет генетические и физические возможности наших собак. Что касается каюра, то для него самое тяжёлое на больших дистанциях – это недосып и накапливающая общая усталость.

Гонка «Baikal Race» существует около 12 лет. Начиналось с малого — Олег предложил иркутским спортсменам пройти на упряжках 60 км. Они прошли и поняли, что их собаки могут бежать эту дистанцию. Это чисто психологический момент: либо человек убеждён, что собаки могут пробежать, либо нет. Получается, что многое тут зависит от внутреннего настроя самого человека. На следующий год была предложена дистанция 100 км, и снова гонку прошли все собаки. Затем пришёл черёд дистанции 300 км, и участников сразу стало меньше. Понятно, что линейный формат гонки и 300 км — это совершенно разные вещи. А потом организаторы преодолели и рубеж в 450 км.

— То, что мы делаем на Байкале, – это линейный формат, его мы подсмотрели на Аляске. В Европе такое реализуется только в Норвегии, а в России – только на «Baikal Race». Трасса 545 км.

Опыт «Беренгии»

Как бы хорошо я ни относился к Камчатке и гонке «Беренгия», но всё же по большому счёту это фестиваль, а не соревнования.

Линейный формат — это когда тебя выпускают на старте, и секундомер выключается только на финише. Регламента нет. Есть  обязательные часы отдыха, но каюр сам решает, сколько в сутки он должен идти, где и когда спать и есть. Это личная стратегия каждого гонщика.

Для сравнения: на Аляске линейная гонка «Iditarod Trail Sled Dog Race» — 1868 км, сильные гонщики проходят дистанцию за девять суток, по 200 км в сутки.

Этапный же формат, в котором идут гонщики «Беренгии», — это один сплошной регламент на расстояние и время отдыха, дистанцию около 1000 км каюры проходят за 20 суток. Хотя и нельзя забывать, что это всё-таки 1000 км, и достойно уважения.

— Если я соберусь ехать на «Беренгию», то основной мотивацией будет приз, поскольку это единственная гонка в России, в которой очень хороший призовой фонд, за первое место – 3 млн рублей, есть за что бороться.

У нас с призами всё печально, тогда как на Камчатке и Чукотке гонки на собачьих упряжках — это национальный вид спорта. Уровень Олимпийских игр, то есть финансирование идёт на олимпийском уровне.

Возвращаясь к «Амурии»

Что касается гонки «Амурия», то, по мнению Олега, на сегодняшний день это больше похоже на шоу, чем на гонки.

— Мне понятны проблемы амурской гонки: я живу на Байкале и по личному опыту знаю, что идти по льду очень страшно. Даже наш, казалось бы, традиционный маршрут мы меняем каждый год из-за того, что меняется ледовая обстановка. В этом году МЧС официально отказалась нас сопровождать. Зима в этом году была тёплая, лёд опасный, и мы отменили гонку.

Кроме того, на саму организацию гонки уходит около 1 млн рублей. Основные расходы – это топливо для снегоходов и медийная часть. Реклама стоит денег.

— Топливо идёт на прокладку трассы на снегоходах, ведь если собаки бегут по снежной целине – это не спорт, а уже экспедиция. В экспедиции за день проходят порядка 15-30 км. На «Baikal Race» мы за день проходим от 50 км и больше.

На вопрос, какие он видит сложности у амурских каюров, Олег ответил:

— Конечно, собаки должны быть готовы. Должно быть единодушие участников. Я смотрю, у вас не все каюры стремятся участвовать в гонке.

Олег подчеркнул, что в организации гонок самое сложное — логистика. Организаторы  должны обеспечить доставку волонтёров, корм для собак, должны быть ветеринары и лечащий врач. Волонтёры тоже должны что-то есть, и много других нюансов.

И хороший приз: 99% мотивации для участия в гонке – это призовой фонд.

Мечтай за горизонт

— Этапные гонки уже надоели, стали неинтересны. Линейный формат делают только норвежцы и американцы. В Норвегию поехать не получилось: они изменили правила въезда, и вообще это очень дорого. Норвегия – дорогая страна. Поэтому мы решили делать такой формат у нас на Байкале. И сейчас я хотел бы выйти на дистанцию 1000 км, но найти гонщиков на неё в России сегодня невозможно. Здесь участников может привлечь только призовой фонд.

Человек и его собаки

— Известный писатель Джек Лондон сказал, что собака — единственное существо, воочию видевшее своего бога. На ваш взгляд, какой фактор в гонке главнее – человеческий или собачий?

Олег смеётся:

— Главное – крепкий союз человека и собаки, взаимопонимание на уровне братства. К сожалению, часто боги – редкостные гады, и собаки страдают от своих богов.

— Может, на Аляске другие боги?

— Там тоже люди, и они разные. Просто в положении аляскинской гонки написано, что, если собака погибла по вине гонщика, его ждёт пожизненная дисквалификация. Больше этого человека никто знать не захочет. Горячих голов, ослеплённых большим кушем денег, очень много, некоторые готовы прийти к финишу на костях своих собак.

Олег Тюрюмин уверен, далеко не каждая экспедиция способна раскрыть в человеке качества, которые раскрывает гонка на собачьих упряжках. Особенно на дальние дистанции в 400-500 км и более.

В таких гонках человек, погружаясь в суровую реальность севера и дикой природы, становится ближе к тем временам, когда собаки и люди являлись одним целым, вместе встречали рассвет и провожали закат.

Фото из личного архива Олега ТЮРЮМИНА

Яндекс.Метрика