На Украине срочникам не место

Публикуем подробнейшее разъяснение от Минобороны РФ.

К депутату Законодательной Думы Хабаровского края Ольге Густелёвой обратились встревоженные матери, у которых есть сыновья призывного возраста. Спрашивали, не отправят ли их детей в ДНР, ЛНР и на Украину для участия в специальной военной операции. И что делать, куда жаловаться, если это всё-таки произошло, несмотря на прямой запрет, озвученный Президентом России.

Был сделан депутатский запрос, получен официальный ответ. Он длинный, но, если продраться сквозь казённые формулировки и вникнуть, там всё по делу объясняется. И главное – указано, куда надо жаловаться, если что. Далее цитата.

«Рассмотрев Ваше обращение по вопросу установления гарантий недопущения участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации, оборона и безопасность находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обороны определяет Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 61-ФЗ, личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.

К полномочиям Президента Российской Федерации в области обороны отнесено утверждение Положения о порядке прохождения военной службы (подпункт 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 (далее – Положение о порядке прохождения военной службы), предусмотрено, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учётным специальностям.

Для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, началом военной службы считается день присвоения воинского звания рядового (пункт 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).

Воинское звание рядового присваивается гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, при убытии из военного комиссариата к месту прохождения военной службы (подпункт «а» пункта 5 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы).

Таким образом, возможность направления военнослужащих, проходящих службу по призыву, для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) установлена не Федеральным законом № 61-ФЗ, а указом Президента Российской Федерации, внесение изменений в который не может быть осуществлено путём подготовки проекта федерального закона.

В соответствии с подпунктами 1, 34, 35 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, одними из основных задач военных комиссариатов являются:

осуществление воинского учёта граждан;

участие совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в разработке и реализации мер, направленных на информирование граждан о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций;

участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску, в том числе документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы.

Согласно пункту 76 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, командир вверенной воинской части обязан знать действительное состояние воинской части, постоянно иметь точные сведения о её штатном, списочном и наличном составе.

Таким образом, для уточнения сведений о местонахождении военнослужащих, проходящих службу по призыву, Вы можете обращаться в военный комиссариат либо к командиру воинской части, в которую гражданин отправлен для прохождения военной службы.

В данном случае срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме того, для уточнения сведений о местонахождении военнослужащих, проходящих службу по призыву, Вы можете обращаться к уполномоченному по правам человека в крае, поскольку он, согласно части 2 статьи 2 Закона края от 31.07.2006 № 44 «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае», в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

Обязательность прохождения военной службы по призыву и добровольность поступления на военную службу по контракту закреплены пунктами 1, 4 статьи 1, пунктом 2 статьи 32, пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ.

Пункт 2 статьи 51 Федерального закона № 53-ФЗ не содержит положения о возможности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в одностороннем порядке расторгнуть контракт и досрочно уволиться с военной службы. Исходя из этого, в случае понуждения военнослужащих, проходящих службу по призыву, к подписанию контракта о прохождении военной службы, они вправе отказаться от подписания такого контракта, ссылаясь на принцип добровольности его заключения (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 32, пункт 2 статьи 34 Федерального закона от № 53-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ, по общему правилу контракт о прохождении военной службы вправе заключать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трёх месяцев.

Поэтому в случае понуждения военнослужащих, проходящих службу по призыву и прослуживших менее трёх месяцев, к подписанию контракта о прохождении военной службы они вправе отказаться от его подписания, ссылаясь на пункт 1 статьи 34 Федерального закона № 53-ФЗ.

В случае понуждения военнослужащих, проходящих службу по призыву, к подписанию контракта о прохождении военной службы они, основываясь на положении пункта 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 (далее – Дисциплинарный устав), вправе обратиться лично, а также направить письменные обращения (жалобы) в органы государственной власти о понуждении к подписанию контракта о прохождении военной службы.

Кроме того, военнослужащие могут подать жалобу (в форме рапорта) на незаконные в отношении них действия (бездействие) командира (начальника), нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалуют, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подаётся по команде (пункт 108 Дисциплинарного устава).

Военнослужащие, проходящие службу по призыву, и их родственники в случае принуждения таких военнослужащих к подписанию контракта о прохождении военной службы, а также в случае направления для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики могут обратиться:

1) в органы военной прокуратуры по месту нахождения воинской части с устным (письменным) заявлением. На сайте главной военной прокуратуры (www.gvp.gov.ru/gvp/reception/go) функционирует система подачи гражданами электронного обращения. Информация об адресах и телефонах органов военной прокуратуры размещена:

на сайте главной военной прокуратуры (www.gvp.gov.ru) во вкладке «Структура»;

на сайте Общероссийской общественной организации «Комитет солдатских матерей России» (www.ksmrus.ru) во вкладке «Наши партнёры»;

2) в случае нахождения воинской части на территории края –

к уполномоченному по правам человека в крае по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 32, кабинет 301; телефон +7 (4212) 31-84-30; адрес электронной почты: priem@pravo.khv.ru;

3) в Общероссийскую общественную организацию «Комитет солдатских матерей России» по телефону горячей линии: +7 (499) 394-69-11;

дополнительные телефоны для военнослужащих: +7 (926) 295-81-84, для солдатских матерей: +7 (926) 295-72-73.

Яндекс.Метрика