Местные депутаты задумались, что нам делать с экологией и как сделать оплату труда бюджетникам более справедливой.
10 июня совет председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательной Думе Хабаровского края провёл выездное заседание в Комсомольске-на-Амуре. Спикеры городских и районных Дум обсуждали два злободневных вопроса: об экологической ситуации в нашем регионе и о зарплате бюджетникам в связи с недавним очередным повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
Готовясь к мероприятию, совет провёл анализ характерных проблем муниципальных образований в области охраны экологии:
— промышленное загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов;
— недостаточная очистка сточных вод;
— утилизация твёрдых коммунальных и промышленных отходов.
Народные избранники отметили, что работа краевого министерства природных ресурсов и муниципалитетов по охране окружающей среды сосредоточена на нескольких основных направлениях:
— охрана атмосферного воздуха и водных ресурсов;
— сохранение уникальных природных объектов, генофонда растений и животных;
— формирование экологической культуры и экологическое образование населения.
Председатель Законодательной Думы Ирина Зикунова прокомментировала работу в данной области: «Наиболее капиталоёмкие и сложные в технологическом исполнении вопросы урегулирования и решения проблем по объектам накопленного вреда. Здесь сочетаются, с одной стороны, проблема технологических решений, с другой стороны – это дорого. Но мы прекрасно понимаем, что генерация вреда для здоровья людей со стороны этих объектов и необходимость урегулировать и пресечь этот вред – это крайне важно. Поэтому для Законодательной Думы Хабаровского края в этом направлении поставлены дополнительные контрольно-регулирующие задачи».
В каждом населённом пункте есть собственные проблемы. Так, в Верхнебуреинском районе это угольная пыль от добывающих предприятий, в Ванино – та же угольная пыль от местных стивидоров, в Амурске до сих пор не демонтировано здание хлорного цеха бывшего ОАО «Амурскбумпром». Есть и общие для многих нерешённые вопросы – вроде очистки сточных вод на местных канализационных станциях.
По итогам обсуждения совет в числе прочего рекомендовал органам исполнительной власти Хабаровского края:
— осуществить мероприятия по установке систем улавливания и нейтрализации дымовых выбросов на угольные котельные;
— софинансировать расходные обязательства муниципалитетов в рамках муниципальных программ по охране окружающей среды;
— организовать работу полигонов и межмуниципальных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В том, что касается второго вопроса – повышения зарплат бюджетникам, – народные избранники отметили несколько перекосов в существующей системе оплаты труда. Во-первых, местные бюджеты сплошь и рядом дефицитные, и хорошее дело повышения благосостояния населения оборачивается для муниципалитетов головной болью: а где взять дополнительные средства на выплаты?
Во-вторых, повышение МРОТ размывает разницу в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда. То есть в последнем случае оплата повышается (потому что так закон требует), а в первом повышаться не спешит (просто потому что нет на это финансовых возможностей). В итоге высококвалифицированные сотрудники бюджетных учреждений по-прежнему сидят на маленьких зарплатах и видят, как их постепенно догоняют уборщицы, сторожа и разнорабочие. И мотивации к добросовестному выполнению своих обязанностей это не прибавляет.
Наконец, третий момент. В бюджетной сфере система оплаты труда почему-то не является единой и полностью прозрачной для всех учреждений. Каждое из них изобретает что-то своё. А значит, справедливость этой системы во многом зависит от отдельно взятого директора и от его отношений с сотрудниками.
В итоге участники заседания приняли ряд рекомендаций к органам исполнительной власти, чтобы такие перекосы устранить: соблюдать дифференциацию оплаты труда в зависимости от квалификации; совершенствовать систему стимулирующих выплат; пересмотреть оценку эффективности труда сотрудников, сделав её менее зависимой от произвола руководителей на местах.
Владимир СЕМЁНОВ