27 июля на набережной города родители, родственники, друзья и знакомые встречали вернувшихся из шлюпочного похода курсантов клуба юных моряков «Алые паруса» им. Г.И.Невельского.
В этом году поход состоялся впервые после двухлетнего пандемийного перерыва. Последний раз в такое дальнее плавание кюмовцы ходили в 2019 году.
Длительность похода – 24 дня, за которые юные моряки прошли на вёслах и под парусами порядка 840 километров, Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре – 560 км и от Николаевска до залива Счастья – Петровская коса туда-обратно 280 км.
В походе приняли участие 30 курсантов и шесть педагогов. Двухгодичный перерыв сделал своё дело: новичков в походе было едва ли не 70%. В соответствии с флотским распорядком все курсанты несли вахты, которых было ровно пять, каждая по полтора часа. Первая вахта варит ужин, вторая моет баки после ужина, третья поддерживает костёр и наблюдает, четвёртая наливает воду и ставит баки на огонь, пятая вахта готовит завтрак.
— Какие-то сложности в походе были?
— Особых сложностей не было, — рассказывает Андрей Хисматуллин, командир шлюпочного похода и руководитель клуба юных моряков «Алые паруса» имени адмирала Г.И. Невельского. – Правда, наш спутниковый телефон был настроен на GPS, который заблокировали, а ГЛОНАСС не работал. Выручала сотовая связь.
В Амурском лимане проблематично с пресной водой — её там просто нет. Когда шли по Амуру, воду и хлеб покупали в деревнях. За один раз варим суп на 15 литров, компот на 30 и 20 литров — на попить. В лимане с водой выручали рыбаки.
Андрей Владимирович посетовал, что длительный перерыв в хождении ребят в дальний поход не пошёл им на пользу. Конечно, в общем плане курсанты — молодцы, даже первоходки. Единственно, заметно снизились морально-волевые качества. Мало активности, не хватало соревновательного духа. И вроде бы претензий нет, но нет искры в глазах, энтузиазма. Подростки горят желанием пойти в поход, но в походе энтузиазм теряется, нет подросткового азарта и максимализма. Мало ребят с лидерскими способностями.
И здесь ещё само государство создаёт такие условия, что молодёжь растёт потребителями.
Бизнес против природы
На Петровской косе за два года произошли значительные изменения: если раньше там на 90% была дикая природа, то сейчас её осталось 10%. На островах Чкалова, Байдукова возникли масштабные посёлки рыбаков и рыбопереработчиков. Два года назад их выгнали с Амура, и они всей лицензированной толпой переехали в лиман. Всё побережье островов заставлено рефконтейнерами, баржами, двухэтажными цехами по переработке рыбы, работают тысячи людей. Картина напоминает собой дикие поселения постапокалиптического мира. Ещё лет пять, и природы на островах не будет.
Про рыбу
Рыбалку на Амуре запретили вплоть до Пуира. В лимане запрета нет, и рыбаки ставят неводы по 300 метров.
Заездки ставить запрещено. До Николаевска все убрали, ничего не оставили. После Николаевска через каждые 20 километров уже ставят четыре забора. И охрана с автоматами присутствует на катерах, для чего, непонятно.
Про людей
Последняя перепись Николаевского района показала, что в районе осталось 17 000 человек. В деревнях живут по 100-300 человек.
Ещё два года назад в Пуире администрация курсантам и баню топила, и хлеб пекла, а сейчас ресурсы кончились, ничем помочь не могут. Хлеб на лодках возят, баня закрылась.
Традиции и память
В Амурском лимане курсанты провели традиционную гребную гонку от Петровской косы до зимовья Невельского. Три экипажа на трёх шлюпках «Байкал», «Паллада» и «Диана» на вёслах подошли к берегу, высадили десант, каждый из которых стремился достичь памятника первым.
Кроме того, кюмовцы посетили краеведческий музей в Николаевске, Калиновский утес, Вечный огонь в селе Богородском, село Тыр, где на вершине сопки стоит пушка как память о партизанских боях в тех местах.
В общем и целом шлюпочный поход прошёл на отличном познавательном и организационном уровне. Путешествие получилось замечательным. Погода словно компенсировала двухгодичный перерыв, курсантов радовали солнце, изредка мелкий дождик и хороший ветер в паруса. В лимане ребята отлично порыбачили, ловили кету, камбалу, собирали морскую капусту.
Самый тяжёлый переход кюмовцам пришлось пережить на маршруте от острова Чкалова до острова Байдукова. Пройти один только остров Чкалова – это 40 километров. Ветра нет. Восемь часов на вёслах. Навигатор показывает два километра в час. Прилив-отлив, если чуть замешкаешься, утащит в море.
По Амуру грести в таких объёмах не получалось. Там и течение помогало, и остановки, зашли в какую-нибудь деревню за водой, хлебом, затем обед, купание, ужин.
Экологию Амура Андрей Владимирович оценивает с большим оптимизмом, чем раньше.
— На мой взгляд, за прошедшие два года Амур изменился к лучшему. В воду заходишь – видно ноги, кроме того, в этом походе нам ни разу не попадалась рыба с язвами. Возможно, наводнения капитально прочистили реку. По мне, так Амур стал чище.
А я один стою на берегу…
Острова по Амуру — сплошные тальники и трава в полный рост медведя, а вот в лимане всё по-другому: там уже и белоплечие орланы, и острова потрясающей красоты, всё в цветах и кедровом стланике. Речка Николаевка, где кета идёт сплошным потоком, как во времена Ерофея Хабарова. В лимане возле ялов одно время резвились огромные осетры. В местах стоянок присутствовало огромное количество следов медведей, поэтому на ночь разводили три костра и ставили вахту с шумовыми ракетами. Но встретить медведя довелось всего один раз, он стоял на берегу залива Счастья и смотрел на юных моряков, а юные моряки смотрели на медведя. Так и познакомились.
Закончился поход, и ещё одно поколение курсантов клуба юных моряков в походных условиях научились настоящей товарищеской взаимовыручке и на практике отработали морские навыки, пройдя по одной из величайших рек планеты – Амуру.
Фото из архива КЮМа