Бабье лето переменчивого сентября

Это очерк комсомольского писателя и рыболова-любителя Александра СМИРНОВА, который он недавно прислал нам в редакцию. Предлагаем вам отвлечься от повседневной круговерти забот и просто вдохнуть свежего осеннего воздуха.

Наступил первый месяц дальневосточной осени. 3 сентября решаем проверить, как живут в это время змееголовы. Специалисты говорят, что эта рыба начинает ловиться с мая и её активность завершается в сентябре. Пик жора приходится чаще всего на август. Значит, есть возможность продолжить наши эксперименты. Проверяем два ранее проверенных участка и два новых. Рыба есть, но подходы редкие и робкие.

– Или мелочь, или вялость? – думаем мы, применяя разные приманки. – Жаль. И погода хорошая, и мы стали опытнее.

Оставляем привередливую рыбу и проверяем грибные лесочки. На вечерний суп есть и красненькие и шоколадненькие! Пока дома я занимался хозяйственными делами, Александр Кандалей не стал терять два часа выходного дня. Он уселся на квадроцикл и добрался до верховьев ближайшей горной речушки.

– А что дома сидеть в такую пору? Душу отвёл! Больше десятка царских рыбёх выудил. Мелочь отпустил. Отличная дополнительная поездка! – сообщает довольный путешественник.

А золотой сезон зовёт на полноценный сбор грибов. Движемся с Александром Кандалеем на север. На знакомом месте стало больше травы, но маслята и волнушки встречают нас большими группами! А вот грузди, подберёзовики и зеленушки! А там красуются отличный белый и тройка подосиновиков.

Беру и несколько шикарных сыроежек. Попался, похоже, зонтик! Брат Сергей давно научился их распознавать и восхищаться отличным вкусом. Я пока осторожничаю. Вроде и колечко гуляет по ножке, и зонтик «правильный»… Оставляю гриб на месте. Товарищ восхищается спелой рябиной и шиповником. Осень – пора восхищений! По Амуру начала подниматься осенняя кета. По слухам, некоторые гонцовые особи достигают 10-12 килограммов! Стремятся туда, где гуляют и жируют хариусы… Там тоже их родина.

6 сентября прогноз погоды обещал дневное затишье без осадков, а дальше ожидалось штормовое предупреждение. Мы с Эдуардом Барсуковым решили воспользоваться добрым «окном». С утра я быстро накопал червей. С прошлого года рядом с зелёной цветочной зоной жильцы дома отвели мне клочок земли. Осенью я уложил на «пятачок» груду жёлтых листьев. С весны стал подкармливать наживку шкурками от бананов и картофеля, а в конце лета остатками грибов, обрезками садовых груш и слив. Дело пошло! Ферма! Молодой рыболов удивился моим достижениям и ахнул: «Здорово!».

– Конечно. Земля общая… Но, пожалуйста, заведи рядом своё хозяйство… Потрудись, – понадеялся я на совесть юноши.

Наши снасти мы установили в большом заливе озера. Я ловлю карася спиннинговыми донками. На них подвязаны пружины-кормушки с ароматным хлебом, крючки насажены червяками, а поводки приподняты поплавочками. Спиннинги установлены на рогульки, а на их кончиках дежурят колокольчики. Дело пошло в гору. Сначала оживилась группка карасей, а к завершению рыбалки подошла пара подлещиков. А мой товарищ несколько лет увлечён ловлей разнорыбицы (карася, леща, чебака, коня и сазана) с помощью кормушки и пенополистироловых шариков. Эту насадку он замачивает в различных пахучих аттрактантах. Какой-то период рыба дотошно изучала редкое угощение, а затем Эдуард взял четырёх зачётных карасей. Доволен…

–  А я всё дома сидел… Думал, что вода большая и рыба не ловится…

Несколько раз тихую воду будоражили увесистые рыбы. Я прошёлся по берегу с блесной, но вернулся пустым. Дважды к нам подходил серьёзный молодой рыболов. Они с товарищем удили сазана на фидерные оснастки в конце залива. Разговорились.

– Не взяли щуку? А я здесь неплохо ловил на джиг с резиной. Разная рыбка была. Но одна весом 3,7 килограмма!

– Здорово! Но мы таких хищниц и более будем ловить зимой на песчаных косах. Мой однофамилец даже у города вчера взял пару щук. Одна на полтора килограмма, а другая на три с половиной!

А в воскресенье мы встретили нового приятеля на Мылках. У него в улове было четыре «травянки».

– А сейчас что вы ловите?

– Сазанчики… Штук 15, но небольшие. Граммов до 800. Правда, один удочку сорвал, а затем и леску порвал. Хороший был. Жалко…

Когда парень ушёл, мы подумали, что забыли спросить, отпускают ли такую мелочь ребята обратно? Ведь разрешённый размер к вылову для сазана имеет длину 42 см. А это, пожалуй, вес около двух ккилограммов.

По сообщениям, в этом заливчике было поймано несколько сазанов от двух до трёх килограммов.

Удивительно, но на крайних рыбалках в этом месте Леониду Животовскому прицепилась на крючок с червём щучка! Откусила поводок и ушла в свои апартаменты. Удивил и Иван Боженко. Он на червя взял сома, что здесь происходит нечасто, но естественно. А вот при проводке снасти на кукурузу попался… верхогляд! Похоже, что принял приманку за малька или насекомое…

До начала небольшого дождя у нас оставалось время, и мы решили пройтись по попутным лесочкам. Минут за 15 в моём пакете оказалось десятка два с половиной волнушек и 12 чёрных груздей. Неплохо. Вымочим и посолим холодным способом. Дома белые грузди уже почти готовые. Розовые  держим трое суток со сменой воды три раза, а чёрные – пять суток. А волнушки горячего способа уже побывали на нашем домашнем столе за ужином. Осень – пора урожаев и заготовок.

А на днях мы провели семейный праздник урожая на пиванской даче наших товарищей. Местами на кустах ещё остались смородина, малина и клубника. Красуется крыжовник, продолжают вытягиваться огурцы, поспевают помидоры и картофель. Пыжатся кабачки с тыквами, дыньки и пара молодых арбузиков. Подходит к спелости позолоченная облепиха! А у забора, в густых зарослях зелени, жена Лена обнаружила отличную крупную красную черёмуху! Это прекрасный лечебный продукт. Там на грядочках ещё зеленеют лук и укроп, а недалеко горят огоньками лимонник и шиповник… На обед мы приготовили рыбные блюда: уху из карасей и сига, котлеты из жереха, щук и змееголова. На третье блюдо – чай из пяти листовых наборов. Выступили с концертом под гитару. А из проекта-макета сборника моих стихов прозвучали и поэтические строки.

Сватья-осень

Цветным ковром укрывает осень леса и горы.

На сердце теперь легко, огнями пестрят просторы.

Птицы собрались в стаи, держат путь в дальние страны.

Время пришло любить, заживают былые раны.

Золотая сватья-осень веселится и гуляет,

Удивительный вальс станцевать приглашает.

Не беда, что осенью птицы улетают на юг,

По весне они возвратятся, не грусти, милый друг.

Устроен так мир на планете. Есть встречи, разлуки.

Обнимем друг друга, положим на плечи руки.

Осень и ветер-странник нам свадьбу благословили

И жёлто-багряной листвы карнавал закружили.

Новая музыка с каждым дыханьем рождается.

Жизнь продолжается, и только всё начинается…

Я всё больше и больше интересуюсь змееголовами. Даже купил новую мультипликаторную катушку. Считается, что она больше подходит для такого ужения. 11 сентября с Сергеем Малеевым выехали на новые испытания по ловле чудо-рыбы. Катушка работает отлично! Шнур с лёгкой «лягушечкой» летит далеко и точно. Но вот в четырёх ранее клёвых местах новая рыба не ловится. Даже нет подходов. А ведь ещё тепло, и вода в большом уровне. Да и зелени на воде хватает. Лишь только раз я видел под ряской появившийся бугорок. Похоже, что это был выход змееголова. Неужели для него уже пришла пора полного спокойствия по подготовке к зиме? Переходим на ловлю удочками и спиннингом. Подкормили пятачок ароматами, и пошла рыбка на свежего червячка! В весёлом улове карасята, крупные золотистые озёрные гольяны и один ротан!

Гольяны пойдут на угощение молодому коту Тиме. Он волей случая появился на днях у нас дома и составил компанию нашей голубошёрстной Шебе. Ну, а мы с товарищем Малеевым получили рыбацкое удовольствие выходного дня!

Меня всё увлекают разгадки поведения дальневосточных змееголовов.

С Сергеем Малеевым мы выбрали погожий денёк. Солнечный, а днём даже жаркий, он напомнил мне дальневосточное бабье лето. Пришлось даже снять верхнюю одежду и остаться в белой рубашке. Тут же я вспомнил далёкое школьное детство. Где-то в четвёртом классе за старыми свежевыкрашенными партами мы корпели над сочинением об осени… Я довольно быстро, от всей творческой души, укладывал на листы размашистые строчки.  Просто весь ушёл в мир разбушевавшейся осени. Низкие серые тучи, проливные дожди, непролазная грязь, промозглость и печаль наполняли осеннюю стихию. Минут через десять будет звонок. Возвращаюсь к первому листу, бегло прочитываю все трудовые страницы и под занавес свежеиспечённого произведения решительно дописываю последнюю строчку: «Вот такая наша дальневосточная осень!» Через неделю в притихшем классе учитель оглашал результаты сочинений. Когда все однокашники получили свои тетради, последовал вопрос: «Кто ещё остался?».

– Я… – робко прозвучало в ответ.

– Да, да. Саша Смирнов… Хорошо пишешь. Очень интересно. Но наша дальневосточная осень другая. Солнечная и прозрачная, поистине золотая и пёстрая. Спустя несколько лет я понял, что бабье лето – это и есть наша осень. Взял и написал стихотворение, а затем и песню.

Комсомольское бабье лето

Лето звонкое рукой помахало,

Но а вскоре к нам вернулось опять.

Народилось в сентябре бабьим летом,

Попросилось на недельку принять.

Бабье летушко – чудесная сказка.

Солнце в радости, и птицы поют.

Ярко сияют небесные звёзды

И к признаниям влюблённых влекут.

Летят по воле ветра паутинки,

Мы с ними вместе просимся парить.

Обнимемся покрепче, дорогая,

Так хочется любить, мечтать и жить!

И задержались птичьи караваны,

Пришёл на север тёплый райский юг.

По лесу и по речке прогуляйтесь,

Сидеть без дела дома не досуг.

Хороша с моей любимой дорога,

Знать, весёлый и счастливый наш путь.

Бабье лето – подарок от природы,

Поспешите с друзьями отдохнуть!

Сентябрьский денёк мы разбили на две части. Сначала прошлись по ближайшим лесочкам. Там быстро собрали чудесных молодых подосиновиков и подберёзовиков. Затем перешли на озёра, где прикормили рыбку да половили карасиков и отличных озёрных золотистых гольянов. А затем пришло время змееголовов. Два раза необычные хищники нападали на «лягушку», но не засеклись. Да… И в сентябре они кормятся!  Вместе с цаплями, орланами, бакланами и утками на одной акватории. На протоках озера Мылки я познакомился с двумя рыболовами. Они сообщили, что и здесь встречаются змееголовы. Были пойманы рыбины на 4,5 и пять килограммов! Монстры!

Вскоре грянул сильный холод с ночным снежком. Вот какие бывают перемены сентября! Но мне пришла идея проверить наши лесные деляны. До этого два дня шёл дождь, и грибки могли пробиться сквозь опавшую листву. Так и вышло. Мы с товарищем вновь собрали по четыре десятка молодых красноголовиков! Надо только внимательно осматривать каждый метр. Густые слои опавших листьев местами надёжно скрывают шляпки грибов. Впору хоть метёлочку применять!

А теперь следует побывать и на русле Амура. Вода хоть и падает, но ещё большая. В это время местной рыбы немного. Она жирует ещё в озёрах, протоках и заливах, богатых разнообразным кормом. Да и осенняя кета разгоняет рыбу на «столбовой» дороге. А она в некоторые дни сентября широкая. Похоже, что принятые правительством меры позволили дать возможность прохода лососей до нерестилищ.

Предлагаем нашей местной рыбе различные мушки на донных амортизаторах. Немного есть! Есть и разнообразие видов: коньки, чебаки, судаки, сазанчики, щуки, краснопёры, сомы. Попались и первые крупные сиги-холодолюбы. Ясно. На погоду… Эти амурские лососики с жировыми плавничками тоже идут из холодных летних мест на нерест. У многих удильщиков в уловах краснокнижники окуни-аухи. Их популяции значительно выросли. Красавцы! Ух! А я выловил и парочку юных краснокнижников желтощёков. Но и такую рыбу следует выпускать обратно.

С похолоданием начинают скатываться с верховьев рек хариусы и ленки. Мой брат и товарищи побывали на горных реках и добыли несколько царских рыб.

В этом году на разливах акватории Мылки спиннингисты продолжают активно ловить щук. Я тоже присоединился к их компании и прибыл домой с уловом. Рыбалка сложная. В воде много растительности, и следует точно бросать приманки и вести их между чистыми «окнами». Как правило, хищник берёт блесну почти у самого берега. Какая происходит восхитительная поклёвка! Поёт душа рыболова. Одна рыба схватила мою самодельную алюминиевую блесну-ложку. Вот удивился мой напарник. А было от чего. Несколько заводских приманок не сработали…

Под впечатлением позднего сбора грибов мы решили после дождичка и потепления вновь попасть на грибное эльдорадо. И надо же. Нашли! Грибочки притаились в самых неожиданных местах. Кроме открытых полянок – среди осин и даже под корягами! Три десятка весёлых шляпок на двоих – отличный поход!

В конце месяца стало тепло и солнечно. Мой товарищ Виктор даже оголил торс для осеннего загара. Вновь ожила симфония лесных обитателей. Застрекотали кузнечики и саранча, запорхали бабочки, на термос уселась оса полакомиться сахарным сиропом. Но перелётные птицы знают, когда следует возвращаться на зимовку. 28 сентября из-за раскрашенных природными акварелями амурских сопок появились первые стаи гусей.

– Га-га-га… – словно говорят они «спасибо» за дальневосточное гостеприимство.

Богат дальневосточный  сентябрь на приятные впечатления и положительные эмоции.

Фото из личного архива Александра СМИРНОВА

Об авторе

Александр Константинович СМИРНОВ родился в Комсомольске-на-Амуре. Начинал корреспондентскую деятельность в газете «Дальневосточный Комсомольск».

Хорошо помнит, когда поймал на мушку разрешённого в те годы желтощёка весом восемь килограммов, и на передовице «ДВК» опубликовали его фото с уловом, снабдив шутливой подписью:  «Только тот, кто выписывает или читает газету «ДВК», может стать обладателем такого трофея!»

Образование высшее. Награждён знаком «Меценат столетия». Участник международной грант-программы «Очистка реки Амур». Организатор городских соревнований  «День рыбака», «Сила и красота». Преподаватель кружков «Хабаровский край» и «Гитарист». Автор программ «Наша рыбалка и спорт» на Радио-теле-2 КМС. Победитель Росохотрыболовсоюза за поимку семи рекордных рыб года. Написал более 300 стихов и песен. Лауреат семи дипломов в конкурсах рассказов, стихов, песен и слоганов о Комсомольске-на-Амуре.

Выпустил в свет книги «Амурская рыбалка» 1 и 2, брошюру «Настольный календарь рыболова Приамурья», электронные книги «Рыбы бассейна Амура», «Рыболовные места на Амуре», «Ловля рыбы в Амурском бассейне» 1,2 и 3.