Хабаровский край из бересты

Творческий подарок к 84-му дню рождения сделал Хабаровскому краю член Союза художников России Денис САМАР. Он представил в краеведческом музее масштабную картину из бересты, посвящённую этому событию. В своей работе художник создал образы, следуя канонам коренных народов Дальнего Востока.

С берестой Денис Самар работает уже почти на протяжении 20 лет. Этот материал он называет весьма непростым. Над картиной ко Дню края художник трудился почти полгода. Она большая по размеру – 110 на 78 сантиметров. Изображение можно разделить на три части. В центре полотна размещены контуры Хабаровского края. Они запросто угадываются при первом же знакомстве с картиной.

— Свою работу я назвал «Легенда Хабаровского края», — поделился художник. — Она выдержана в цветовой палитре, соответствующей его флагу: белый, зелёный и синий. В контурах края, находящихся в центре, я разместил его обитателей и характерную растительность. Правая часть картины отвечает за морскую стихию, а левая – за сушу. Мы можем увидеть, как типичные для культуры коренных народов образы черепах, так и новые, никогда ранее не встречавшиеся. Это, к примеру, тюлени. Я пытался найти их в работах представителей коренных народов, но безуспешно. На моей картине тюлени созданы в том же стиле, что и черепахи. Я добавил эти новые образы, так как, на мой взгляд, они связаны с морской стихией.

Все орнаменты и элементы картины чётко выверены и соответствуют канонам. Идея создания работы витала в воздухе почти год. Наконец она нашла своё творческое воплощение. На картине изображён и один из символов края – река Амур, представленная в виде дракона.

По словам художника, работать с берестой сложно. Важно не только её собрать, но и правильно провести выделку. Береста тоже имеет свои оттенки, которые зависят от дерева, с которого она была собрана.

— Полотно больших размеров, поэтому и береста должна быть соответствующей, — объяснил Денис Самар. — Это непросто, потому что этот материал не предполагает подобного. Из бересты нужно вырезать орнамент, а затем приклеить его на подготовленный текстиль. Перед тем, как браться за работу, я, конечно же, создал её контурный эскиз.

Присутствуют на картине и рыбы, с которыми у нанайцев ассоциировался Хабаровский край. Образы представлены условно в авторском прочтении Дениса Самара.

— По требованиям в орнаменте должно присутствовать мировое или родовое древо, расположенное в центре, — добавил Денис Самар. — У меня мировые древа размещены по бокам. Согласно творческому замыслу их сразу два.

В помощь новой картине Денис Самар в рамках её презентации представил также две серии работ, связанных с коренными народами. Все они, как и «Легенда Хабаровского края», сделаны из бересты. На первой серии работ можно увидеть священные обрядовые места рода Самар на реке Девятка. На центральной картине изображена сопка, где, собственно, и проводились такие ритуалы, как, например, кормление воды, поклонение духу тайги, похоронный и другие. Сейчас эти места по-прежнему сохранились, но обряды в таком количестве там уже не проводятся. Вторая серия работ получила название «Земля амурского дракона». Эти образы переплетены на центральной картине. Один дракон отвечает за растительный мир, второй — за животный.

После презентации картин из бересты в краеведческом музее Денис Самар представил серию своих работ в художественной школе города Амурска, попутно рассказав много интересного о культуре коренных народов Дальнего Востока. В его замыслах — создание триптиха «Солнце Приамурья». Как отмечает художник, в ходе работы название вполне может измениться.

Евгений МОИССЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика