Глава города Александр ЖОРНИК подвёл итоги уходящего года и ответил на наиболее волнующие вопросы. В своём рассказе коснулся ремонта дорог, дворов, межквартальных проездов. Не обошёл стороной глава и транспортную реформу.
Лучшие по дворам
В программе по ремонту дворов Комсомольск участвует уже третий год. В этом году было благоустроено сразу 60. На выполнение работ потратили 424 миллиона 600 тысяч рублей.
– Особенностью программы в этом году стало то, что дворы по требованию Минвостокразвития мы ремонтировали комплексно, — отметил Александр Жорник. – Если раньше ограничивались лишь организацией парковочных мест и асфальтированием дворовых проездов, то в этом году там организовывались зоны для отдыха взрослого поколения, детские и спортивные площадки. Во дворах делалось озеленение и устанавливались малые архитектурные формы. Именно поэтому в этом году у горожан позитивный отклик на ремонт дворов. Как результат Комсомольск оказался на лидирующих позициях и в голосовании за те дворы, которые нужно будет отремонтировать в следующем году. Люди поняли, что ремонт зависит от их активной позиции.
В этом году подрядчики начали ремонты дворов раньше, чем в прошлом. Новинкой стали выплаты им авансов от управляющих компаний. Однако ещё есть над чем работать.
– Работы практически в каждом дворе тормозила установка детских игровых площадок, — подчеркнул Александр Жорник. – Много комплектующих было иностранного производства, и они попали под санкции. Подрядчикам приходилось оперативно перестраиваться. Из всего этого мы извлекли урок – нужно ориентироваться на отечественного производителя. Желательно, чтобы он был региональным. Тем не менее, несмотря на все трудности, работы завершили вовремя и не застали снег. Дворы принимают достаточно много общественных организаций. Однозначно на приёмке присутствуют жители прилегающих домов. Участвовали и депутаты городской и краевой Дум, а также представители общественного совета. Были на приёмках и представители общества инвалидов, так как доступная среда – важный элемент благоустройства. Все люди должны иметь во двор равный доступ, исходя из своих возможностей.
В следующем году программа «1000 дворов» будет продолжена, и Комсомольск станет лидером в крае по отремонтированным территориям.
Дорожные перспективы
В федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Комсомольск участвует с 2019 года. За это время удалось отремонтировать около 130 дорог. Всего же до конца 2024 года отремонтированных дорог будет 178, что составляет 85 процентов от общего количества.
– Главное, что контракты разыграны и на 2023, и на 2024 годы, — отметил Александр Жорник. – Министр транспорта Ирина Горбачёва на итоговом совещании похвалила нас, так как мы освоили все средства, которые предназначались в этом году Комсомольску на ремонт дорог. Это порядка 580 миллионов рублей. Два раза у нас получилась экономия средств. На них, по согласованию с Минтрансом, мы установили остановочные павильоны и современное освещение на тех улицах, которые были отремонтированы. Кроме того, установили так называемые заборы для безопасности. Наконец-то в следующем году мы будем делать ремонт Хумминского шоссе. По нему очень много жалоб от водителей. Я попросил подрядчика приступить к работам, как только будут плюсовые температуры. Хотелось бы закончить ремонт этой дороги к началу лета, чтобы дачники могли спокойно ездить на свои участки. Однако тревога возникает за поведение водителей. Когда на Хумминском шоссе будет хороший асфальт, не начнут ли они по нему гонять и не вырастет ли аварийность. Возьмём для примера Комсомольское шоссе.
В следующем году отремонтируют и улицу Радищева. Сейчас она разбита большегрузами, которые на протяжении нескольких дет строили дамбу.
– Подрядчик, работающий на гидрозащитных сооружениях, заверил, что в следующем году такого интенсивного трафика уже не будет, — объяснил Александр Жорник. – Важно сделать Радищева ещё и потому, что по ней, согласно документам транспортного планирования, должен будет пойти автобус. Этот маршрут уже есть, но перевозчик пока не осуществляет по данному участку движение, так как он небезопасен. Кроме того, через Радищева люди тоже ездят на дачные участки. Среди больших улиц, которые отремонтируем в 2023 году, Павловского, Северное шоссе. Проблемы возникают с участками дорог, на которых лежат бетонные плиты, а не асфальт. Их асфальтировать в рамках «БКАД» нельзя. Поэтому на тех участках, через которые осуществлялось движение на строительство дамб, будем просить помощи у подрядчиков, занимавшихся этими работами. Там, по нашим с управлением дорожной деятельности расчётам, нужны не сильно большие средства. Ведь асфальтом плиты покрывать не нужно. Примером служит дорога на Парус. Туда возобновлено автобусное движение, и перевозчик иногда предъявляет определённые претензии.
После завершения ремонта дорога находится на гарантийном обслуживании подрядчика 48 месяцев. В течение этого времени будет проводиться мониторинг, и все недочёты будут устраняться по ходу. Под особым надзором находятся дороги, отремонтированные в 2019-2020 годах, у которых гарантийный срок близится к завершению. После его окончания их хорошее состояние поможет поддерживать ямочный ремонт.
В этом году, помимо дорог, средства были выделены на ремонт тротуаров и освещения. Примером такого ремонта служит улица Кирова. Здесь отремонтированы все тротуары. Они сделаны также на Дзержинского, проспекте Мира и бульваре Юности. В следующем году ремонт тротуаров продолжится. На эти цели, как и в текущем, будет выделено около 80 миллионов рублей.
Стоит надеяться, что после 2024 года национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будет продлён.
Больной вопрос решится
Подобные элементы городского хозяйства не попадают ни в программу по ремонту дорог, ни в дворовую. Тем временем качество их плохое. Вопрос наконец-то сдвинулся с мёртвой точки. В прошлом году отремонтировали четыре межквартальных проезда, в этом только два.
– В бюджет 2023 года совместно с депутатами городской Думы было принято решение выделить 15 миллионов рублей на ремонт межквартальных проездов, — сообщил Александр Жорник. – С такой суммой будем пытаться войти в краевую программу по ремонту на условиях софинансирования. Рассчитываем, что к нашим 15 получим от края ещё 30, а 45 миллионов – достаточно серьёзная сумма для ремонта. Пока ответ о конечной сумме не получен. Пока же составлен список межквартальных проездов, которые будут отремонтированы на имеющиеся 15 миллионов рублей. В основном все они ведут к социальным объектам. Бывает так, что отремонтированы дорога и двор, а проезд — как бельмо в глазу. Поэтому хотелось бы завершать ремонт комплексно.
Школы получат ремонт
В течение двух последних лет существенно продвинулся вопрос ремонта кровель школ. По поручению губернатора была отремонтирована кровля девятой гимназии в этом году. Кроме того, благодаря заводу «Амурсталь» подобные работы выполнены в шестой школе. В Ленинском округе две кровли помог отремонтировать КНПЗ.
– В этом году мы подготовили проектную документацию ещё на ряд объектов, — добавил Александр Викторович. – Это гимназия №1, школы №3, 8, 27, 34. Наличие подобной документации позволяет нам вступить в федеральную программу по ремонту и начать работы уже в 2024 году. В этих учреждениях будет проведён капитальный ремонт с упором на кровлю. Сюда войдут окна, инженерные системы. До 2026 года мы планируем отремонтировать 14 школ. В следующем году в школах города будет проведён традиционный текущий ремонт.
По детским садам работа тоже не стоит на месте. На данный момент отремонтировано несколько объектов. По двум имеется проектно-сметная документация. Пока, к сожалению, по ремонту таких учреждений нет федеральной программы. Вопросы ремонта будут решаться в рабочем порядке.
– Больной темой является детский сад на Юбилейной, — отметил глава. – Все сроки сорваны, и готовность объекта составляет менее 20 процентов. В настоящее время с подрядчиком идут суды. В добровольном порядке он отказался расторгать договор. А это не даёт возможность завести на объект другого подрядчика. Тем не менее поставлена задача – закончить объект в 2023 году. Для примера — работы на детском больничном комплексе идут круглосуточно. Будем надеяться, что и для детского сада найдётся хороший подрядчик. Это небольшой объект, и за год его реально возвести.
Автобусная реформа
Больным вопросом является и транспортный. Так называемая автобусная реформа, по словам Александр Жорника, сделана для людей, живущих в городе.
– Так или иначе, автобусный парк обновился на 29 процентов, — отметил Александр Жорник. – В 2019 году терминалов по безналичной оплате проезда не было совсем. Перевозчики не хотели вводить такую систему. Вдобавок в результате транспортной реформы появились маршруты, связавшие районы, которые ранее не были связаны автобусным сообщением. Многое зависит от перевозчиков. В частности, соответствие автобусов заявленным классам, установка терминалов, соблюдение графиков движения. Если перевозчик будет выполнять все свои обязательства, то вопросов к нему не будет. Что касается людей, то невозможно сделать так, чтобы все были довольны. Об отрицательных результатах пишут единицы, а довольные не пишут. Что касается наказаний, то пока на перевозчиков может воздействовать финансово только Росавтотранснадзор. К сожалению, нарушений пока достаточно.
Когда перевозчики выходят на конкурс, каждый из них стремится показать, что он лучший. Обещания фиксируются в транспортной карте и контролируются.
В завершение беседы Александр Жорник отметил, что каждую среду с 17:00 ведёт приём населения по записи, в рамках которого решаются актуальные вопросы. Пользуясь случаем, глава поздравил комсомольчан с наступающим Новым годом.
Андрей МЕЛЬНИКОВ, Евгений МОИСЕЕВ. Фото Сергея СОЛОМОНОВА