Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю - Наш ли Ржев наконец?..
81 год назад — 8 января 1942 г. началась Ржевская битва.
Маленький пасторальный город Ржев — провинциальный оплот старообрядчества, сонный городишко на берегу узкой и неглубокой в этих местах реки Волги. В Великую Отечественную Ржев стал местом предельно ожесточённого противостояния
В действительности о боях подо Ржевом не то чтобы не говорили, на них просто никогда не заостряли внимания. Во-первых, потому что в советской историографии их рассматривали не как одно сражение, растянувшееся более чем на год, а как несколько операций, не связанных друг с другом. Во-вторых, несмотря на ожесточение и потери, сражение подо Ржевом никогда не становилось ключевым на советско-германском фронте.
Причина в том, что ни одна из сторон не могла здесь добиться ощутимого успеха, способного качественно изменить ситуацию. Вторая мировая стала войной маневренной, основанной на стремительных бросках и танковых прорывах, а битва под Ржевом больше похожа на противостояние времён Первой мировой. Не зря сами немцы ещё во время войны сравнивали происходящее с битвой под Верденом 1916 года, известной также как «Верденская мясорубка».
Ржев вышел на передний план после успеха советского контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года.
Директива Ставки Верховного Главнокомандования от 7 января 1942 года приказала охватывающими ударами армий правого крыла Калининского фронта окружить, расчленить и уничтожить основные силы группы армий «Центр» в районе Ржева, Вязьмы, Юхнова, Гжатска. Это наступление сегодня известно как Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция 1942 года.
Наступление, продолжавшееся до 20 апреля 1942 года, стало наиболее успешным для Красной Армии этапом Ржевской битвы.
Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80-250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Немецкая группа армий «Центр» потеряла около половины своего личного состава. Однако на завершающем этапе операции Красная Армия потерпела серьёзную неудачу. Была окружена и практически полностью разбита 33-я армия. Погибла большая часть личного состава и командования, включая командарма генерал-лейтенанта Михаила Ефремова.
По итогам боёв зимы-весны 1942 года образовался Ржевско-Вяземский выступ: плацдарм до 160 км в глубину и до 200 км по фронту.
Ржевско-Вяземский выступ немцы называли «воротами к Москве». Отсюда гитлеровцы могли провести новую операцию по захвату столицы.
Вышеприведённые обстоятельства одновременно объясняют, почему советское командование с таким упрямством и настойчивостью пыталось «срезать» этот выступ фронта. Ради этого были проведены три операции: первая Ржевско-Сычёвская (июль-август 1942 года), вторая Ржевско-Сычёвская, также известная как операция «Марс» (ноябрь-декабрь 1942 года), Ржевско-Вяземская (март 1943 года). Именно они и представляют собой ту «мясорубку», про которую так часто говорят и пишут.
Бои за шесть деревьев
Так в чём же причины того, что решить задачу никак не получалось, а потери были чрезвычайно велики?
Как уже говорилось, немцы держались за выступ всеми силами.
Подо Ржевом в редутах армии Моделя просто не было слабых мест, которыми зиял фронт Паулюса. Там не было податливых румынских или итальянских частей, а линия фронта проходила не по степям, а по лесам и болотам. Оборона немцев состояла из многокилометровых линий заграждения, переходов, бункеров и железных дотов с электрическим освещением, четырёх линий проволочных заграждений со всех сторон, и перевес в огневой артиллерийской мощи позволял немцам отражать все попытки советского наступления.
Наконец, Модель располагал внушительным запасом мобильных резервов: именно кулак из танковых и моторизованных дивизий позволил ему заткнуть пробитые в немецких построениях разрывы. Последний по счёту, но не по значимости фактор — банальное превосходство немцев в навыках боевых действий. Тактически, батальон на батальон, в 1942 году вермахт превосходил РККА.
Качественный рост РККА, способность быстро и эффективно расправляться с опорными пунктами немцев, навыки быстрого прорыва и развития успеха — всё это появится в будущем.
Если говорить о потерях, то они подо Ржевом в целом не слишком значительно отличались от потерь Красной Армии на первом этапе войны. Просто относительно небольшой участок событий показал эти потери особенно выпукло.
Публицист и военный корреспондент Илья Эренбург вспоминал: «Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок… Наши заняли аэродром, а военный городок был в руках немцев… В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа… Несколько раз я слышал немецкие песни, отдельные слова — враги копошились в таких же окопах…»
Победа немцев?
Распространено мнение, что в итоге Ржевская битва в целом закончилась поражением Красной Армии. Ведь 9-я армия Вальтера Моделя фактически не была разгромлена, а успешно покинула выступ зимой 1943 года. Советские войска 3 марта 1943 года входили в оставленный противником город.
Здесь присутствует явное лукавство. Признавая безусловный успех Моделя в оборонительных сражениях, нужно спросить: а почему, собственно, немцы оставили плацдарм, за который столь упорно держались?
Дело в том, что разгром армии Паулюса под Сталинградом изменил всю ситуацию на советско-германском фронте. Немцы вынуждены были сокращать его протяжённость, и у них не оставалось иного выхода, кроме отступления с Ржевско-Вяземского выступа. Но сам успех под Сталинградом был обусловлен в том числе тем, что значительные силы вермахта были связаны боями за удержание Ржева.
Отрицать значительные потери Красной Армии в Ржевской битве нет никакого смысла. Непосредственно в боях за выступ они составили 1 160 000 человек, из них безвозвратные — 392 000 человек.
Но были ли эти потери бессмысленными? Несмотря на наличие удобного плацдарма для удара в направлении Москвы, немцы так и не сумели его осуществить. Это было просто невозможно из-за постоянной необходимости сдерживать натиск советских сил.
События подо Ржевом привели к тому, что судьба войны решалась на других направлениях. В итоге перелом внесла победа советских войск под Сталинградом. Но в этом успехе есть огромный вклад тех, кто жертвовал собой в боях за Ржевско-Вяземский выступ. Опыт Ржевской битвы позволил советским военачальникам разработать приёмы, позволяющие вскрывать эшелонированную оборону противника.
Да, велики были потери — правда, велики они были и для немцев. Почему? Потому, что это было изматывание друг друга — ибо рассечь на ржевском пятаке свыше 70 дивизий силами двух фронтов — это вам не в Интернете философствовать. В первые годы войны у нас не было столько автомобилей и танков, а те мобильные соединения, которые удалось сформировать, — уступали в скорости немецким. Наши генералы и маршалы решили, раз мы не можем соревноваться с немцами в скорости, то мы должны снизить их скорость продвижения, поэтому, если где-нибудь немцы устраивали прорыв, то наши на других участках фронта переходили в атаку. В результате фронт растягивался, превращался в волнистую линию. Немцам приходилось так же растягивать силы, вместо того, чтоб бросить их в образовавшееся место прорыва. Атаковать на одном участке, пусть даже ценой больших жертв, означало выстоять на другом участке и спасти всю группу войск от котла.
Кстати, впоследствии инициатором переноса сроков наступления на Курской дуге выступил не кто иной, как командующий 9-й армией Вальтер Модель. Удержавший Ржевский выступ командир объявил, что большая часть его дивизий имеет только половину штатной численности пехоты, артиллерийские батареи сокращены с четырёх до трёх, а то и двух орудий и в таких условиях он не может гарантировать успех. Именно из-за этого немцы отложили наступление на Курск до июля. Более того, многие немецкие дивизии после тяжёлых потерь так и не были восстановлены к лету 1943 года и в итоге просто не участвовали в наступлении на Курск. Так неожиданно в 1943 году отозвалось сражение за Ржев. Погибшие на проклятом выступе подарили своим товарищам время, которое те смогли использовать с толком — и переломить ход войны.
* В начале августа 1943 года случилось редчайшее событие – Сталин единственный раз выехал из столицы в сторону фронта. Он посетил Ржев и отсюда отдал приказ о первом победном салюте в Москве в честь взятия Орла и Белгорода. Верховный Главнокомандующий хотел своими глазами увидеть город, откуда почти полтора года исходила угроза нового похода нацистов на Москву.
** Маша Корпуснова из деревни Пудово, что рядом с Ржевом, не могла вспоминать о войне, но говорила, что даже сейчас, скажи ей идти пешком до Пудово, — не пойдёт, потому что видела трупы и страх до сих пор не покидает, хоть тогда ещё ребёнком была. Трупы не успевали убирать, они лежали друг на друге горой. Потом всех сгребали тракторами. Мать Маши убило осколком, когда она вместе с 6 детьми убегала от бомбёжки. Бомбы летели, один осколок убил мать и оторвал ножку младшему сыну, которого она держала на руках, когда бежала.
Разве можно такое забыть? Как немцы разбирали деревенские дома на блиндажи, а жителей или убивали, или выгоняли на мороз, что тоже было равносильно смерти.
Руслан БАШИРОВ. По материалам открытых источников