Наставник юных граций

Осенью прошлого года славные ряды комсомольских тренеров по художественной гимнастике пополнились ещё одним специалистом. Знакомьтесь: Арина Андреевна СИРЕНКО.

Арине вот-вот исполнится 24 года, и сама из Краснодара. Спортом начала заниматься в трёхлетнем возрасте, к настоящему времени достигла уровня мастера спорта по художественной гимнастике, а также мастера спорта по эстетической гимнастике. После травмы, полученной в 18 лет, два года восстанавливалась, потом переключилась на тренерскую работу. В Комсомольск переехала вслед за мужем-военным, которого перевели на Дальний Восток, и заранее, ещё из Краснодара, стала наводить справки, можно ли будет здесь устроиться по специальности, чтобы дома просто так не сидеть. Оказалось, что можно. Так и попала в секцию художественной гимнастики, где ведёт занятия с ноября прошлого года. Раньше эта секция действовала на базе спортивной школы олимпийского резерва № 2, а теперь переехала в Центр сложнокоординационных видов спорта, открывшийся на проспекте Победы.

Арина имеет тренерский диплом (окончила колледж), а в этом году к нему добавится ещё один, рангом повыше: девушка учится на последнем курсе одного из краснодарских вузов (заочно).

– Арина Андреевна, как давно начался очередной набор в секцию гимнастики?

– Мы дали объявление в середине ноября и потом ещё одно в декабре. Ко мне на просмотры успели прийти уже больше 140 деток от пяти до восьми лет и ещё приходят. Из них 65, которые имеют предрасположенность к художественной гимнастике, я уже отобрала.

– С кем-то, кроме новичков, вы сейчас работаете?

– Нет. Ну, человека четыре, может, есть девочек, которые раньше занимались и даже выступали на межшкольных соревнованиях, остальные все новенькие. Более опытных спортсменок ведут старшие тренеры.

По итогам отбора я должна зачислить в секцию 48 человек, поэтому всем родителям сказала, что в январе мы работаем и смотрим, у кого из девочек лучше получается, кто работает с настоящим желанием, – чтобы не приходилось постоянно «тюкать» и заставлять. Потом окончательно сформируем группы, с кем-то расстанемся, а кто-то останется в резерве.

– Вот вы сказали о «предрасположенности к художественной гимнастике». В чём она заключается?

– Один из критериев – внешние данные. Девочка должна быть тонкокостная, запястья должны быть тоненькие, щиколотки тоже, ножки длинные и худенькие, тело чуть-чуть поменьше, чем ножки. Руки тоже длинные, пропорционально ногам.

Есть и физиологические данные: гибкость, ловкость, растянутость подколенных связок, «мягкая спина»…

– «Мягкая спина»? Это как?

– Это когда можешь прогнуться назад и, грубо говоря, сложиться так, чтобы увидеть собственные пятки.

– И это надо уметь ещё до начала тренировок?!

– Да. Во время тренировок мы эту мягкую спину «прокачиваем», чтобы девочки не травмировались при исполнении упражнений. То есть создаём мышечный корсет.

Некоторые родители тоже спрашивают: «Вам что, надо сразу готовых гимнасток?» Но я вовсе не говорю о том, чтобы в секцию приходили уже мастерами спорта. Просто, взяв в секцию девочку, которая по физическим данным не очень предрасположена к художественной гимнастике, мы рискуем нанести ей душевную травму. То, что другим её сверстницам будет даваться легко, ей придётся завоёвывать упорством и трудом: гибкость – через силу, растяжка – через боль. Конечно, кто-то из них сможет всё преодолеть, но это морально тяжело.

Или бывает так, что приходит девочка с отличными данными, мягкая, гнётся во все стороны, но при этом пухленькая. В таких случаях родителей предупреждаю, что придётся следить за питанием. Не то чтобы заклеить рот и совсем не есть, как учила Майя Плисецкая, но мучное и сладкое (булочки, тортики и т.д.) однозначно ограничить.

– Что вы делаете на первых тренировках после предварительного отбора?

– Начинаем с азов, которым учат самых маленьких, например, с соблюдения правила квадрата. Квадрат – это условный контур «два плеча – два бедра», который нужно держать прямым при выполнении любого элемента – шпагата, поворота, прыжка… Скривишь плечо или таз влево/вправо и потеряешь равновесие, не сможешь выполнить нужное количество оборотов при вращении. А с повышением сложности упражнений это может привести к травмам.

Между делом Арина призналась, что комсомольские коллеги-тренеры считают её строгой с детьми. Искренне удивляется:

– Ну, не знаю… Вроде бы за собой такого не замечала.

– А у вас самой тренеры были строгие?

– Не сказала бы, что слишком, но требовательные, конечно. Мне мои тренеры очень нравились, и я им хочу сказать большое спасибо за всё. Вообще тренер должен быть требовательным, иначе спортсмен просто не достигнет высоких результатов.

На тренировке

Для газетного материала нужно было сфотографировать Арину Андреевну за работой. Когда я появился в зале, тренер даже бровью не повёл: занятие в разгаре, время дорого –на корреспондентов отвлекаться некогда.

Под цепким взглядом наставника юные гимнастки стояли на цыпочках, стараясь не переминаться, качали пресс и спину – в общем старательно формировали свой «мышечный корсет».

– Кто у меня сегодня молодец? Вот тут вижу, кто молодец. А тут не вижу!

После очередного упражнения позволила девочкам вытянуться на гимнастических матах и отдохнуть, но и тут держала в тонусе:

– А кто это здесь, как моржик на берегу, лежит? Отдыхаем тоже красиво: ровненько лежим.

Под конец занятия – упражнение со скакалкой: надо, сложив её вчетверо, поместить на носок выставленной вперёд ноги и грациозным махом подбросить вверх. Если сделать правильно, скакалка взлетает ровно над головой и удобно падает в руку. Если неправильно – придётся ловить её у себя за спиной.

– И, рраз!

Скакалки заметались по воздуху, как змеи, отправленные в полёт пинками будущих чемпионок. Девочки со смехом бросились их ловить для повторения экзекуции.

Для них, как и для тренера, нынешние тренировки – лишь начало большого пути. Но уже скоро кто-то из новичков привезёт с соревнований свою первую медаль, в этом можно не сомневаться: комсомольская школа художественной гимнастики – лучшая в крае после Хабаровска.

Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика