Наставник юных граций

Осенью прошлого года славные ряды комсомольских тренеров по художественной гимнастике пополнились ещё одним специалистом. Знакомьтесь: Арина Андреевна СИРЕНКО.

Арине вот-вот исполнится 24 года, и сама из Краснодара. Спортом начала заниматься в трёхлетнем возрасте, к настоящему времени достигла уровня мастера спорта по художественной гимнастике, а также мастера спорта по эстетической гимнастике. После травмы, полученной в 18 лет, два года восстанавливалась, потом переключилась на тренерскую работу. В Комсомольск переехала вслед за мужем-военным, которого перевели на Дальний Восток, и заранее, ещё из Краснодара, стала наводить справки, можно ли будет здесь устроиться по специальности, чтобы дома просто так не сидеть. Оказалось, что можно. Так и попала в секцию художественной гимнастики, где ведёт занятия с ноября прошлого года. Раньше эта секция действовала на базе спортивной школы олимпийского резерва № 2, а теперь переехала в Центр сложнокоординационных видов спорта, открывшийся на проспекте Победы.

Арина имеет тренерский диплом (окончила колледж), а в этом году к нему добавится ещё один, рангом повыше: девушка учится на последнем курсе одного из краснодарских вузов (заочно).

– Арина Андреевна, как давно начался очередной набор в секцию гимнастики?

– Мы дали объявление в середине ноября и потом ещё одно в декабре. Ко мне на просмотры успели прийти уже больше 140 деток от пяти до восьми лет и ещё приходят. Из них 65, которые имеют предрасположенность к художественной гимнастике, я уже отобрала.

– С кем-то, кроме новичков, вы сейчас работаете?

– Нет. Ну, человека четыре, может, есть девочек, которые раньше занимались и даже выступали на межшкольных соревнованиях, остальные все новенькие. Более опытных спортсменок ведут старшие тренеры.

По итогам отбора я должна зачислить в секцию 48 человек, поэтому всем родителям сказала, что в январе мы работаем и смотрим, у кого из девочек лучше получается, кто работает с настоящим желанием, – чтобы не приходилось постоянно «тюкать» и заставлять. Потом окончательно сформируем группы, с кем-то расстанемся, а кто-то останется в резерве.

– Вот вы сказали о «предрасположенности к художественной гимнастике». В чём она заключается?

– Один из критериев – внешние данные. Девочка должна быть тонкокостная, запястья должны быть тоненькие, щиколотки тоже, ножки длинные и худенькие, тело чуть-чуть поменьше, чем ножки. Руки тоже длинные, пропорционально ногам.

Есть и физиологические данные: гибкость, ловкость, растянутость подколенных связок, «мягкая спина»…

– «Мягкая спина»? Это как?

– Это когда можешь прогнуться назад и, грубо говоря, сложиться так, чтобы увидеть собственные пятки.

– И это надо уметь ещё до начала тренировок?!

– Да. Во время тренировок мы эту мягкую спину «прокачиваем», чтобы девочки не травмировались при исполнении упражнений. То есть создаём мышечный корсет.

Некоторые родители тоже спрашивают: «Вам что, надо сразу готовых гимнасток?» Но я вовсе не говорю о том, чтобы в секцию приходили уже мастерами спорта. Просто, взяв в секцию девочку, которая по физическим данным не очень предрасположена к художественной гимнастике, мы рискуем нанести ей душевную травму. То, что другим её сверстницам будет даваться легко, ей придётся завоёвывать упорством и трудом: гибкость – через силу, растяжка – через боль. Конечно, кто-то из них сможет всё преодолеть, но это морально тяжело.

Или бывает так, что приходит девочка с отличными данными, мягкая, гнётся во все стороны, но при этом пухленькая. В таких случаях родителей предупреждаю, что придётся следить за питанием. Не то чтобы заклеить рот и совсем не есть, как учила Майя Плисецкая, но мучное и сладкое (булочки, тортики и т.д.) однозначно ограничить.

– Что вы делаете на первых тренировках после предварительного отбора?

– Начинаем с азов, которым учат самых маленьких, например, с соблюдения правила квадрата. Квадрат – это условный контур «два плеча – два бедра», который нужно держать прямым при выполнении любого элемента – шпагата, поворота, прыжка… Скривишь плечо или таз влево/вправо и потеряешь равновесие, не сможешь выполнить нужное количество оборотов при вращении. А с повышением сложности упражнений это может привести к травмам.

Между делом Арина призналась, что комсомольские коллеги-тренеры считают её строгой с детьми. Искренне удивляется:

– Ну, не знаю… Вроде бы за собой такого не замечала.

– А у вас самой тренеры были строгие?

– Не сказала бы, что слишком, но требовательные, конечно. Мне мои тренеры очень нравились, и я им хочу сказать большое спасибо за всё. Вообще тренер должен быть требовательным, иначе спортсмен просто не достигнет высоких результатов.

Эпилог

Для газетного материала нужно было сфотографировать Арину Андреевну за работой. Когда я появился в зале, тренер даже бровью не повёл: занятие в разгаре, время дорого –на корреспондентов отвлекаться некогда.

Под цепким взглядом наставника юные гимнастки стояли на цыпочках, стараясь не переминаться, качали пресс и спину – в общем старательно формировали свой «мышечный корсет».

– Кто у меня сегодня молодец? Вот тут вижу, кто молодец. А тут не вижу!

После очередного упражнения позволила девочкам вытянуться на гимнастических матах и отдохнуть, но и тут держала в тонусе:

– А кто это здесь, как моржик на берегу, лежит? Отдыхаем тоже красиво: ровненько лежим.

Под конец занятия – упражнение со скакалкой: надо, сложив её вчетверо, поместить на носок выставленной вперёд ноги и грациозным махом подбросить вверх. Если сделать правильно, скакалка взлетает ровно над головой и удобно падает в руку. Если неправильно – придётся ловить её у себя за спиной.

– И, рраз!

Спортивные снаряды заметались по воздуху во все стороны, отправленные в полёт грациозными и не очень пинками будущих чемпионок. Девочки со смехом бросились их ловить для повторения экзекуции.

Для них, как и для тренера, нынешние тренировки – лишь начало большого пути. Но уже скоро кто-то из новичков привезёт с соревнований свою первую медаль, в этом можно не сомневаться: комсомольская школа художественной гимнастики – лучшая в крае после Хабаровска.

Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика