ЛОКОМОТИВ КУЛЬТУРЫ

60 лет — срок немалый, именно столько лет исполняется Дворцу культуры железнодорожников 27 января 2023 года.

Клуб барачного типа

Несмотря на то, что здание дворца ведёт свой отсчёт с 1963 года, на самом деле истоки культурной жизни железнодорожников находятся в далёких 1940-х годах, во времена, когда был сформирован Комсомольский железнодорожный узел. При нём в 1948 году был образован клуб путейцев, причём он был открыт в одном из бараков Амурлага. В те годы заключённых насчитывалось около 60 тысяч, культурно-воспитательная работа проводилась и среди них.

В 1949 году клуб сгорел, поджог это был или иная причина, неизвестно. И тогда, с разрешения лагерного начальства, железнодорожники стали посещать клуб-барак лагеря.

Что предлагала культура людям в Комсомольске в 1949 году?

— Кино и танцы, всё, как в фильме «Девчата», — отвечает Александр Иванович Залесский, директор Дворца культуры железнодорожников с 1987 по 2007 год. – Клуб работал для всех — железнодорожников, горожан и заключённых. Я тогда ещё малой был, на месте современного Дворца культуры железнодорожников от швейной фабрики по Васянина, школы №30 – это всё было кладбище, общее для лагерников и вольных первостроителей города.

Сталин дал приказ!

Первое проектирование ДК железнодорожников на ст.Комсомольск произвели архитекторы Тумнинской экспедиции в 1940 году, но осуществить проект помешала война.

В 1951 году начальник отделения дороги Б.А.Медведев и председатель Райпрофсожа К.С.Комаров по поручению 8-й отчётно-выборной районной профсоюзной конференции обратились к Председателю Совета Министров СССР И.В.Сталину о строительстве клуба на ст. Комсомольск-на-Амуре.

18 апреля 1952 года заместитель министра путей сообщения Гаврилов утвердил проектное задание на проектирование и строительство клуба в Комсомольске. За основу взяли проект клуба, разработанного институтом «Харгипротранс» для железнодорожного узла станции Никитовка Северо-Донецкой железной дороги на 600 мест, со скульптурной отделкой, с летним театром и большим бассейном-фонтаном.

Строительство затянулось на годы. Дворец начинали строить в 1958 и сдали в 1963-м. Почему так долго строили?

— А денег не было. По проекту должен был быть фонтан на площади, скульптурное оформление, летний театр, ничего этого не сделали из-за проблем с финансированием.

На месте кладбища первостроителей города строители разбили парк культуры и отдыха. В посадке деревьев принимали участие все железнодорожники станции Комсомольск.

Далёкие 60-е

Александр Иванович пришёл на работу во дворец спустя год после его открытия. Его привёл отец, который работал машинистом сцены. Сначала Александр занимался электрикой, затем перешёл в киноаппаратную, и здесь у него случилась судьбоносная встреча с фотокорреспондентом газеты «Дальневосточный Комсомольск» Иваном Паниным.

— Иван подрабатывал во дворце, и я у него учился азам кино- и фотодела. Выучился на помощника киномеханика, затем работал в вагон-клубе в Высокогорном, а когда во дворце освободилась должность киномеханика, вернулся в Комсомольск.

— Наш дворец был головным отделением культуры на Комсомольском отделении ДВЖД, — продолжает Александр Иванович. — Тематические журналы, которые показывали перед началом фильма, всегда были с уклоном на железнодорожную тему. Сотрудников часто отправляли в командировки. Вот так начались мои первые поездки киномехаником по линии от Волочаевки до Совгавани. Вагон-клуб, спальный вагон, ресторан, цистерна воды и фильмы. С таким культурным багажом мы высаживались на затерянной в тайге станции, где-нибудь на Кузнецовском перевале, показывали фильмы. Надо понимать те времена, когда ни газет, ни телевидения, одни радиоточки и всё. Люди до того проникались сюжетами фильмов, судьбами героев, что даже спорили и дрались.

Александру Ивановичу случилось оказаться в страшном пожаре 1976 года, когда в Хабаровском крае на огромной площади горела тайга, взрывались воинские склады, сгорали поселения.

— Мы как раз были в командировке, жара, неимоверная сушь и ветер, начался пожар. Едем, всё вокруг пылает, шпалы горят, смотрим – кабан здоровый, чёрный несётся вдоль дороги. В Гурском была школа-интернат, так двухъярусные кровати стоят, а помещение сгорело.

Затем была учёба в Биробиджанском культпросвете на отделении кинофотостудии. В 1975-м Александр Иванович снял дипломный фильм «Последняя переправа», и с этим фильмом съездил в Москву на первый Всесоюзный фестиваль народного творчества.

— Тяжёлые были съёмки. Приходилось ездить ночью и днём по ледовой переправе от Комсомольска до Пивани. Морозы стояли страшные, и тут же вода прёт.

За фильм «Последняя переправа» Александр Залесский получил первое место.

В 1981 году его поставили заместителем директора Дворца культуры железнодорожников, направили на учёбу в Высшую профсоюзную школу во Владивостоке, которую он окончил в 1986 году и через год был назначен директором Дворца культуры железнодорожников.

Советский период для дворца оказался очень плодотворным. Кроме проката фильмов, коллектив активно развивал самодеятельность, принимал артистов, приезжавших в Комсомольск на гастроли, таких как Александр Менакер в дуэте с Марией Мироновой, певец Иван Суржиков с дочерью Катей.

— Помню мероприятия, посвящённые 50-летию Комсомольска. В город приехали известные советские артисты, в том числе юморист Владимир Винокур. Заходит ко мне в кабинет. Спрашивает, выпить есть? Нашли ему водку, он хлопнул полстакана и побежал на сцену.

— У нас даже свой цирк был, — вспоминает Александр Иванович. – Животных, конечно, не было, но эквилибристы, номера на велосипедах, жонглёры, акробаты вполне достойно выступали.

Цирк стал оригинальной особенностью Дворца и пользовался большой популярностью в городе, и, если надо было закрыть какое-нибудь мероприятие, всегда приглашали его.

В 1976 году Александр Веретенников и Нина Чудинова основали студию бального танца «Аэлита», и с тех пор Комсомольск-на-Амуре входит в топ городов Дальнего Востока, где бальные танцы получили наибольшее развитие.

— Александр Иванович, как Дворец культуры прошёл через 90-е годы?

— Трудно было. Зарплата — копейки, и та выдавалась когда как. Мы же от профсоюза кормились. Спасло то, что во дворце рядом со мною были хорошие люди, вместе и выживали. Именно в это тяжёлое время мы создали четыре коллектива со званием народный: ансамбль «Дружба», ретроколлектив, бальные танцы «Аэлита» и студию современного эстрадного танца. Вот этими коллективами мы закрывали все мероприятия ДВ железной дороги: 100-летие ДВЖД, электрификацию железной дороги, это 97-98 годы, Ружино, присутствовали министр путей сообщения Генадий Фадеев, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, руководство ДВЖД, местная власть.

— Где деньги-то брали?

Александр Иванович тяжело вздыхает:

— Деньги где брали… На мероприятиях, платили где деньгами, где услугами. У нас была проблема одеть ансамбль «Дружба». Коллектив большой, на каждый номер свои костюмы, платья. Сторонние организации помогали приобретать вещи. Во дворце была создана швейная мастерская, работали четыре человека, и всё для того, чтобы пошить костюмы. Так и жили-шили, что-то покупали, крутились, как могли.

— Когда стало легче?

— В советское и постсоветское время мы подчинялись дорожному профсоюзному комитету ДВЖД, они и деньги давали, а в 2000-2001 годах нас передали Дальневосточной железной дороге, тогда мы наконец-то вздохнули. Нам стало реально легче жить, пошли совсем другие деньги, мы были первыми среди учреждений культуры города по зарплате.

Начали развиваться, сделали ремонт, паркет из ясеня, увеличили количество посадочных мест и получили вторую категорию. Категория давалась по количеству мест. Дворец судостроителей и ДК авиастроителей были первой категории. Мы сделали балкон, ещё один зал и вышли на вторую категорию. Третья категория – это уже сельские клубы, районные Дома культуры.

— На ваш взгляд, советский период дворца и сегодняшний чем отличаются, если сравнить?

— Какое тут может быть сравнение? Сейчас дворец – современное учреждение культуры, раньше — сплошная серость, бедность и убогость, полы метлахской плиткой выложены. Аппаратуры нормальной не было, не хватало запчастей, сами мудрили, придумывали. Помню, выезжали на станцию Падали, я был оператором. Приехали, и на тебе! Провод оборван. Пытались наладить, мучились-мучились и так без звука кино и показали. В то время партком командовал, правая-левая сторона дворца полностью должна была быть закрыта плакатами с партийным сюжетом: «Партия – наш рулевой!», «Слава КПСС» и тому подобное.

Сегодня в свой 60-летний юбилей Дворец культуры железнодорожников входит с достоинством одного из старейших учреждений культуры города, развитым, современным, с букетом достижений и побед, востребованным среди комсомольчан местом отдыха. Творческие коллективы дворца, как и прежде, радуют горожан своими яркими танцами и песнями. Будем надеяться, худшие времена остались позади и впереди Дворец культуры железнодорожников ждёт время новых свершений и побед.

Евгений СИДОРОВ. Фото ДК железнодорожников и Евгения МОИСЕЕВА

Яндекс.Метрика