Комсомольский-на-Амуре государственный университет ежегодно выпускает больше 1000 специалистов для предприятий города, но пока лишь каждый третий из них доходит до местных заводов.
Об этом заявил ректор КнАГУ Эдуард ДМИТРИЕВ на пресс-конференции, которая состоялась 3 февраля. Прессу пригласили, чтобы рассказать об основных направлениях развития вуза до 2030 года, его месте среди других учебных заведений и вкладе в экономику Хабаровского края.
Примерно через месяц КнАГУ должен представить в Минобрнауки РФ программу своего развития до 2030 года. В документе обозначены две главные цели: увеличить контингент обучающихся и тем самым закрыть вопрос кадрового голода; нарастить объём и спектр научно-исследовательских работ (НИР) для нужд отечественных предприятий.
Куда деваются кадры
Эдуард Дмитриев отметил, что сейчас в университете обучаются около 5000 студентов, и это не много, если сравнить, например, с владивостокским гигантом ДВФУ (там 14000). Но в нашем городе это самое крупное образовательное учреждение. Его миссия – готовить кадры для промышленного комплекса Комсомольска-на-Амуре и региона в целом. Госзаказ на подготовку специалистов спускает сверху Минобрнауки РФ, актуальный перечень формируется на основе ежемесячного мониторинга потребности предприятий и состояния рынка труда.
По словам Дмитриева, КнАГУ ежегодно выпускает чуть больше 1000 студентов, но лишь 30% из них доходит до заводов. Одни трудоустраиваются не по специальности либо идут в бизнес, другие оказывают услуги (особенно в сфере IT) на условиях аутсорсинга, работая из дома по «удалёнке».
Есть и хорошие новости. Авиастроительная отрасль города на 90% укомплектована выпускниками «политена», многие студенты идут работать на КнААЗ и «Иркут» уже с четвёртого и пятого курсов, под них даже учебный процесс перестроили, чтобы пойти навстречу кадрово голодающим заводам.
К слову, дефицит кадров испытывает и сам вуз. Борется с ним, воспитывая молодую смену из своих же выпускников и ломая стереотип о якобы низких зарплатах у преподавателей и научных работников. В этой связи Эдуард Дмитриев озвучил цифру: по результатам 2022 года средняя зарплата преподавателей (не административного аппарата) в университете составила 122 тысячи рублей.
Рецептик можно?
Если бы набрать достаточно абитуриентов, обучить нужным городу профессиям, а потом трудоустроить на местные же промышленные гиганты было простым делом, эту проблему давно бы решили: в вузе и министерстве тоже неглупые люди сидят. Но готовых рецептов нет, и действовать приходится комплексно, изворотливо и по всем направлениям сразу.
Воспитывать себе молодую смену со школы? Отлично. Это уже делается. В городе есть профильные классы, которые курирует КНПЗ; с Объединённой авиастроительной корпорацией заключено соглашение на три года о проведении со школьниками профориентационных мероприятий; в самом КнАГУ действует сквозная система «колледж – вуз», чтобы девятиклассники, не теряя времени, получали среднее специальное образование, а потом без сдачи ЕГЭ могли попасть в число студентов и добавить к нему высшее.
Заключать больше контрактов о целевом обучении? Гениально! Только сами абитуриенты на это соглашаются неохотно: многие видят в этом не гарантированное трудоустройство с зарплатой, подъёмными, соцпакетом, карьерным ростом и другими плюшками, а пугающую обязаловку и ограничение личной свободы.
Кстати. По соотношению бюджетных и целевых мест у КнАГУ сегодня отличные показатели. Куда их ещё увеличивать, если на бюджет людей удаётся набрать с трудом?
Как с трудом? Почему? Из-за хаотичной сдачи ЕГЭ в 11-х классах. Школьники идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают для сдачи какие попало предметы вместо тех, какие будут им нужны для поступления на технические специальности. Проблема не новая, но взаимодействие вузов и школ по агитации за «правильные» предметы ещё налаживать и налаживать.
Новые профессии
— Мы также пытаемся развивать перспективные направления, которые будут востребованы завтра, — подчеркнул ректор. – Это, в частности, робототехника и мехатроника. У нас действует достаточно крупный, по российским меркам, центр промышленной робототехники… Ещё одно направление, достаточно новое, — это управление беспилотными системами. Но, к сожалению, абитуриенты пока не понимают, что это такое, и не идут туда.
Впрочем, о популярности этой специальности судить рано: она появилась в университете лишь с прошлого года. Суть её в том, что студентов учат разрабатывать и совершенствовать алгоритмы управления самыми разными самодвижущимися устройствами – летающими, бегающими, ползающими и плавающими. Профессия на стыке между программистами и операторами беспилотников.
Больше НИРов, хороших и разных
Комсомольский вуз сегодня является крупным научным центром Дальнего Востока: нигде в макрорегионе больше нет такой сети диссертационных советов по техническим направлениям. Сюда едут защищать работы из Якутии, Владивостока, Иркутска, даже Новосибирска (с его-то знаменитым Академгородком!). Министерство разрешает открывать диссертационные советы лишь там, где есть достаточно квалифицированные кадры, чтобы судить о качестве научных работ. И раз уж потенциал в КнАГУ хороший, а страна в условиях санкций активно занимается импортозамещением, возможности учёных надо использовать по полной программе. В Комсомольске это понимают и готовятся наращивать объём НИРов.
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото Тимофея РЫЖАКОВА