О ЮНЫХ КАДЕТАХ И СЕДЫХ ОФИЦЕРАХ

В один из дней Международного боксёрского турнира в «Орлане» организаторы устроили для комсомольских школьников неформальную встречу с участниками и ветеранами боевых действий.

Эта встреча была ожидаемой и логичной: ежегодный международный турнир по боксу среди юниоров в городе Юности – мероприятие столько же спортивное, сколько и патриотическое, потому что он проводится в память о советских и российских воинах, погибших в локальных конфликтах.

Приглашённые на встречу ученики были не простые, а только из кадетских классов, сформированных на базе школ № 6, 22, 23, 34 и 35.  

Напротив сидели 12 человек, прошедших разные военные кампании от Афганистана и Северного Кавказа до Сирии, а многие побывали в зоне проведения специальной военной операции в Донбассе и на Украине. Рядом с матёрыми и седыми боевыми офицерами были молодые, но уже тёртые жизнью, и все, вкратце рассказав о себе, выразили готовность отвечать на детские вопросы.

Постепенно разговорившись, гости радовались, что так много школьников выбрали для себя кадетство  и, наверное, не просто так надели форму. Рассуждали, что защищать Родину – тяжёлая, опасная, но всегда нужная работа, которую кому-то всё равно надо делать. И что патриотизм лишь на словах, не подкрепляемый делом, а то и жертвой, – не настоящий.

Попутно оказалось, что комсомольский отряд ОМОНа Росгвардии участвует в СВО с первого дня её объявления. А ещё – что отряд дружит с 23-й школой и недавно передал от неё посылку в Горловку с подарками для сверстников. Так вот, донецкие дети очень обрадовались, благодарили и собрали в ответ свою посылку для юных комсомольчан. На ближайшем уроке мужества подарки будут вручены адресатам.

А вот о себе и своих наградах военные отвечали односложно и неохотно.

– Расскажите, за что вы получили свою первую награду или про самую важную для вас, – просит тонкий девчачий голосок.

 И суровые мужчины переглядываются, стараясь передать микрофон друг другу. Наконец молодой сотрудник ОМОНа Росгвардии решился:

– Медаль «За отвагу» получил… ну, за то, что в бою не испугался.

Другие отмолчались, отшутились или тоже ответили уклончиво. Скоро стало понятно, что это не только из скромности. На перефразированную просьбу: «Тогда расскажите о подвиге или награде своих товарищей, пусть даже не называя их по именам» — другой росгвардеец ответил, что его орден Мужества будет всегда напоминанием о боевых товарищах. Запнулся. Не смог  закончить. А его командир, сидевший рядом, скупо пояснил, что в бою, за который парень получил этот орден, он остался единственным выжившим. Другие были награждены посмертно.

А в конце встречи, когда объявили минуту молчания, на большом экране под композицию Шамана «Встанем!», сменяя друг друга, стали появляться фотографии погибших. В советской и российской военной форме, а потом несколько подряд молодых ОМОНовцев. Зал молча смотрел, а 12 офицеров, одетых кто в штатском, кто по-военному, стояли как каменные. Экран погас, и гость из Хабаровска гвардии подполковник Алексей Сабунин, протолкнув комок в горле, признался, что многих, на кого сейчас смотрел, знал лично и хоронил, а кого-то выносил с поля боя на себе.

Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика