НЕБО ДОСТИЖЕНИЙ И ПОБЕД

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки — крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор!

1 марта 1983 года Постановлением Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ СССР в Комсомольске-на-Амуре был официально открыт АТСК АЗиГ (сейчас — Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб (ДВ АТСК) — старейшее в городе учреждение допобразования, через обучение в котором прошли сотни мальчишек и девчонок.

Следует отметить, в нашем городе авиационно-техническая система обучения и подготовки молодёжи плотно связана с авиационным заводом — одним из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. И если в Центральном районе многие сферы жизни имеют отношение к АСЗ и судостроению, то в Ленинском районе с 1930-х годов стиль и образ жизни определяла авиация.

В наше время реже можно найти школьника или студента, который бы увлекался самолётами, авиамоделизмом, парашютным спортом. Тогда как всего каких-то 40-50 лет назад  популярность этих видов спорта была совершенной иной, не говоря уже о 30-х годах, когда аэроклубы в стране были буквально заполнены молодёжью.

По заветам Маресьева

 Ещё до войны на Дзёмгах существовал так называемый маресьевский аэроклуб, где собирались поклонники авиации и парашютного дела.

В послевоенное время аэроклуб базировался на лётном поле на Баляе — это район улицы Новаторов, старой церкви. В качестве самолётов были задействованы старенькие «кукурузники» По-2.

Позже, в 1960-е годы, энтузиастами, такими как заводчане Геннадий Сурков, Алексей Галанин, стали создаваться секции по учебным заведениям. На Комсомольской улице в одном из бараков парашютистам выделили для занятий первый этаж.

— Первый раз я прыгнул с парашютом в марте 1968 года, — рассказывает Николай Филиппович Синюшкин, организатор и  непосредственный участник юношеской планерной школы, инструктор и спортсмен-лётчик (в те годы он, будучи студентом политехнического института, только делал первые шаги в авиации). — Прыгали мы на Хурбе, хабаровчане приезжали к нам со своими инструкторами, проводили прыжки.

Николай Филиппович с детства мечтал стать лётчиком. Вырос в посёлке Чегдомын. Вся семья — горняки, шахтёрская династия. Николай же грезил самолётами, мастерил планеры, посещал авиамодельный кружок. И всё-таки с мечтой об авиации ему пришлось расстаться — не пропустила медкомиссия. Поступил в Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, где познакомился с ребятами, увлекавшимися парашютным спортом. Тогда же он встретился с парашютистами Геннадием Сурковым, Юрием Чаплыгином, Павлом Ткаченко, с их подачи начал ходить в секцию парашютного спорта и в марте 1968-го совершил первый прыжок.

— Николай Филиппович, интересно, как жили студенты в 60-е годы?

— Стипендия 35 рублей, а я ещё подрабатывал на заводе «Амурсталь», чистил мартеновские печи. Питались нормально, приходишь в студенческую столовую, берёшь салат, картошку-пюре и хороший кусок палтуса, он тогда копейки стоил. Кроме парашютного спорта, занимался бальными танцами в Доме молодёжи, лыжами.

На четвёртом курсе Николая отправили на производственную практику в Приморье на арсеньевский авиазавод, при котором в те годы существовал мощный аэроклуб, где известный лётчик Гуго Петрович Петерс летал на Ан-2. Именно он и помог Николаю  поступить в парашютную секцию.

Возвратясь в Комсомольск, Николай пришёл работать на авиазавод им. Ю.А.Гагарина.

— Тем не менее мечта об авиации меня не покидала, — вспоминает Николай Филиппович. — Я по-прежнему хотел летать, но в городе для меня не было ничего авиационного, кроме парашютной секции.

Сначала был планер

И здесь Николаю и всем приверженцам авиации в городе помог случай. Так получилось, что в руки энтузиастов попал старенький планер БРО-11, и ведущий инженер ОКБ «Сухой», лётчик и планерист Борис Ракитин предложил Николаю идею развития планерного спорта в Ленинском районе города.

— Вот с этого всё и началось, — улыбается Николай Филиппович. — Решили восстановить планер. В нашей команде появился опытный авиамоделист — парашютист Валентин Шахрай. Нам выделили большое помещение в клубе юных техников. Сделали один планер, затем другой, начались полёты, к нам стали студенты, ученики школ ходить. И тут у Бориса появляется мысль о создании юношеской планерной школы, это было в 1977 году.

Здесь стоит сказать, что для создания полноценного авиационно-технического клуба потребовалось много времени и подготовительных работ, но благодаря руководству завода и лично директору Владимиру Николаевичу Авраменко, парторгу Евгению Николаевичу Хорошилову, председателю профкома Анатолию Бондаренко, юношеская планерная школа постепенно развивалась, прирастая секциями радиотехники, парашютного спорта, авиамоделизма. В 1978 году был создан военно-спортивный лагерь «Икар».

— Люди тех времен были совсем другого склада, — подчёркивает Николай Филиппович. — Оставались после работы, мастерили модели, планеры, всё крутилось-вертелось, не было никакой формальности, все горели работой, достижениями, небом и полётами.

На взлёте побед и свершений

В 1983 году состоялось открытие авиационно-технического клуба,  государство в лице ДОСААФ официально взяло деятельность клуба под своё крыло. Первым руководителем АТСК стал лётчик-штурман Вадим Деев. Появились свои самолёты Як-50, Як-52, Ан-2, инструкторы-пилоты, в том числе и девушки, и, соответственно, регулярные полёты, зимой и летом работал военно-спортивный лагерь «Икар», который долгое время возглавлял Александр Осипов. Курсантам выделялись палатки, питание, форма. Каждое лето около 100 детей, в том числе и трудных подростков, проводили в атмосфере лётной романтики и воинской дисциплины.

— Нас одевали, кормили, поддерживали материально-техническую базу, давали помещения, оплачивали командировочные, — вспоминает Николай Филиппович. — Все АТСК, аэроклубы в стране, финансовую базу которых поддерживали ДОСААФ и заводы, жили очень хорошо, в клубе собирались подлинные фанаты авиации.

И то сказать! Штабное помещение АТСК на проспекте Копылова, где располагалась база клуба, — кузница кадров юношеской планерной школы, а также авиамодельная и парашютная секции, военно-спортивный лагерь «Икар», всего свыше 200 курсантов. Всех работавших на заводе инструкторов летом с сохранением зарплаты отпускали работать с детьми. Они разбивали на берегу палаточный лагерь, разворачивали оборудование: лебёдки, платформы.

Военно-спортивный лагерь «Икар»

Безусловно, в жизни авиационно-технического клуба 1980-е годы были самыми лучшими и продуктивными.

— Николай Филиппович, в чём, на ваш взгляд, заключалась мотивация молодёжи в те годы?

— Мотивация пацанов — желание летать и прыгать с парашютом. Когда мы клуб только начинали создавать, к нам тут же, как ручейками, потекли дети и работники завода. Государственные структуры обратили на нас внимание. В 30-е годы люди вообще в лаптях ходили, но были увлечены авиацией. Почему? Помогало государство. Политика государства была совершенно другой. Призыв «Молодёжь, на самолёты!» поддерживался всей государственной политикой в плане развития авиации в стране. В те времена средний аэроклуб Осоавиахима включал четыре секции: авиамодельную, планерную, самолётную и парашютную.

Перестройка, перестройка…

В конце 1980-х годов возникли сложности с финансированием, и первой из АТСК исчезает юношеская планерная школа, затем начались перебои с топливом, ремонтными работами, содержанием материально-технической базы. От ДОСААФ осталась только вывеска.

— Изменился общественный строй, изменилась мотивация, — сетует Николай Филиппович. — Сейчас всё продаётся. Образовательные, спортивные услуги. Ребёнок приходит в секцию, ему рассказываешь об авиации, парашютах, а он спрашивает: сколько это стоит? А ведь у нас один из немногих клубов, где дети занимаются бесплатно.

В настоящее время на Дзёмгах работает авиамодельная секция в составе детско-юношеского центра «Дзёмги» и парашютный клуб «Талан».

Как и в прежние годы, огромную помощь АТСК оказывает авиационный завод им. Ю.А.Гагарина. Не зря говорят, авиация — это одна семья.

— Николай Филиппович, что лично вам дало в жизни это увлечение?

— Для меня это было прекрасное время свершений и побед. Я совершил 27 прыжков с парашютом, мне удалось осуществить мечту детства стать лётчиком, освоил ЯК-12 в Хабаровском  аэроклубе.

Мои ученики летают на самолётах, гражданских и военных. Многие, кто прошёл школу жизни АТСК, стали конструкторами или лётчиками.

 Вот сейчас пацаны, которые ходят на секцию авиамоделизма к Павлу Немыкину, они всё изучают с нуля: как сделать чертёж, как построить авиамодель, как мыслить масштабно и творчески. И когда мальчишка вырастет, придёт на завод, он сможет работать конструктором, технологом, инженером, высококвалифицированным рабочим, потому что у него уже сформировалось инженерное мышление и руки заточены как надо.

Полёт продолжается

 За долгие годы Дальневосточный авиационно-технический спортивный клуб прошёл через взлёты и падения, но и сейчас, по прошествии почти полувека своего существования, продолжает свою деятельность, пусть и не в таких масштабах, как раньше. Мальчишки думают, собирают авиамодели, поднимают их в воздух, готовятся к своим первым прыжкам с парашютом и по-прежнему мечтают о небе и авиации, поскольку, как сказал один из пионеров авиации инженер Отто Лилиенталь: «Изобрести самолёт просто. Построить его – уже кое-что. Летать – это всё».

самолеты ДВ АТСК над Амуром сопровождают Су-27

Евгений СИДОРОВ. Фото: ДВ АТСК

Яндекс.Метрика