28 февраля в городском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Зеркало народной души», посвящённой 105-летию Понгсы КИЛЕ.
Экспонаты и документы были собраны в тесном сотрудничестве с городским музеем города Амурска.
Понгса Константинович Киле оставил глубокий след в нанайской культуре. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну, человек труда и творчества, он посвятил себя сбору и сохранению нанайских сказок, преданий, игр и песен, изготовлению музыкальных инструментов, а его оригинальные рисунки были опубликованы в изданной в Японии книге «Загляни в душу».
Выставка рассказывает нам о человеке, переживающем за самобытность и культуру нанайского народа. Размышления Понгса Константиновича о судьбе и традициях коренных жителей Амура всегда вызывали неподдельный интерес у многих исследователей истоков культурного разнообразия и взаимодействия этнических групп бассейна Амура. Учёные приезжали в Хабаровский край из США, Японии, Великобритании, встречались с Понгсой Константиновичем, отмечая его большие заслуги в развитии нанайской культуры, нанайского языка. С делегациями Хабаровского края Понгса Киле побывал в Москве, Санкт-Петербурге, США, по сути, являясь проводником культуры своего народа в мировое сообщество.
На открытии выставки гости познакомились со Светланой Киле, которая буквально подхватила эстафету Понгсы Константиновича в плане продвижения музыкальной культуры нанайского народа.
— Когда в 1989 году я узнала, что он воссоздал, восстановил наши национальные музыкальные инструменты, я, конечно, заинтересовалась, — сказала Светлана Николаевна, — поскольку я сама музыкант по профессии, окончила музыкальное училище, Институт культуры. Понгса Константинович впервые показал широкой общественности не только национальные игры и игрушки, но и звучание музыкальных инструментов. Музыка, музыкальный инструмент — это основа любой культуры.
Стоит отметить, что раньше национальные нанайские инструменты можно было увидеть только в музее под стеклом. Как они звучат, никто не мог показать. И на открытии выставки собравшиеся гости с неподдельным интересом познакомились с аудио- и видеозаписями и смогли услышать, как звучат нанайские песни и музыка, исполненная на старинных национальных инструментах.
Все инструменты сделаны из природного материала: дерева, стеблей камыша, бересты, выделанной рыбьей кожи и костей животных.
Звучание ручья слышится в звуках сделанной из камыша трещотки -капя, вертушка из деревянных пластин и нити — хочико демонстрирует стремительный полёт пчелы, погремушка из рыбьей кожи — депиа, свистулька — пеокя из кости косули, а вот изюбря можно приманить на манок из бересты — бунику.
Самый известный инструмент — это, конечно, дучиэкэн — нанайская скрипка, смычковый однострунный инструмент, изготовленный из бересты, рыбьей кожи и конского волоса.
Всем инструментам уже более 30 лет, и часть из них, к сожалению, уже не звучат.
Светлана Киле многие годы поддерживает продвижение культуры нанайского народа, традиции игры на национальных музыкальных инструментах.
— Светлана Николаевна, среди образцов не видно традиционного бубна.
— Бубен — это инструмент шамана, в обиходе никому другому его нельзя было употреблять. Кстати, и погремушки тоже применялись в шаманских обрядах.
Светлана Николаевна замечает, что все музыкальные инструменты сделал лично Понгса Киле. Его первые скрипки-дучиэкэны хранятся в музее Амурска. К сожалению, Понгса Константинович не успел передать мастерство ученикам, но Светлана Николаевна как музыкант подхватила его умение игры на музыкальных инструментах.
— Светлана Николаевна, сейчас есть мастера, которые изготавливают национальные музыкальные инструменты?
— Есть, но инструменты не играют, они как сувениры.
— Почему так произошло?
— Видимо, утеряны технологии изготовления. Это только кажется, что все просто: дерево, одна струна, смычок. И ещё — никто не учит играть.
— Существуют же национальные коллективы в городе.
— Их это не интересует, к тому же инструментов нет. На самом деле с продвижением и сохранением нанайской музыки очень много проблем. К примеру, невозможно оцифровать старые кассеты с записями мелодий и песен. Нужны средства, и найти таких специалистов по перезаписи очень трудно. Можно было бы проводить мастер-классы. Но на базе чего? Нет поддержки — ни государства, ни Ассоциации коренных народов Амура.
Понгса Киле считал, что народная этика формировалась веками и несёт в себе достоинства национального характера, потому стремился делать всё, чтобы всё это сохранить в культуре своего народа, и сегодня наша задача как наследников самобытной нанайской культуры сделать всё, чтобы сохранить душу нанайского народа, ведь музыка — это отражение души.
Евгений СИДОРОВ.
Фото автора