В Комсомольске есть примеры, когда собственники жилья, получив годовой перерасчёт за потребление коммунального ресурса на содержание общедомового имущества (КРСОИ), увидели в квитанциях не пугающие суммы, которые в некоторых случаях превышают 20 000 рублей, а отрицательные цифры. Такая ситуация, в частности, сложилась на домах, которые обслуживает управляющая организация ООО «Веста», и мы попросили её основателя Алексея СИЛАКОВА поделиться опытом. В ответ он написал статью, которую мы и предлагаем вашему вниманию. (Публикуется в сокращении.)
История про ГВС
Когда начинаешь управлять МКД, одна из задач организации – это сформировать бюджет дома. Собственно, от него всё и зависит. Нужно считать каждый рубль на доме!
И вот пример по горячему водоснабжению (ГВС).
Начислили мы всем собственникам помещений МКД, выставив в квитанциях плату за КРСОИ ГВС по установленному нормативу и тарифу, на общую сумму 3 200 рублей. А ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у организации заключён договор на предоставление КРСОИ, выставила управляющей организации сумму на 18 000 рублей. А на следующий месяц – 28 000 рублей. При этом на доме нет ни одной протечки в общедомовых инженерных сетях: я сам лично обошёл весь подвал пять раз и руками ощупал каждую трубу. Для организации стала загадка: откуда берутся и куда уходят неучтённые кубометры ГВС? Естественно, эти деньги, которые образовались сверх норматива, организация берёт из бюджета дома и отдаёт РСО, и на текущий ремонт денег уже не остаётся: все деньги отдали РСО.
Мы запросили у РСО сведения по каждой квартире. А именно:
- в каком порядке учитывается объём коммунальных ресурсов (по нормативам, по среднему или по показаниям ИПУ);
2) общий выставленный к оплате объём коммунальных ресурсов;
3) какая сумма к оплате.
После того, как РСО предоставила запрашиваемые сведения, мы увидели, что в доме, где 72 квартиры, 36 квартирам производятся начисления за ГВС по нормативу, причём указанное в бумагах количество человек меньше, чем проживает на самом деле. Я, как председатель, в своём доме знаю каждую квартиру, у меня имеется реестр. Знаю, кто сдаёт квартиры, где многодетная семья, где одна пенсионерка проживает и т.д.
Сразу всех собрал на общее собрание. Объяснил ситуацию на доме с КРСОИ по ГВС, что нам приходится брать деньги с текущего ремонта и отдавать ресурсоснабжающей организации за кубы ГВС, которых мы недосчитались.
Дело в том, что ранее была массовая волна установки ИПУ, и все, можно сказать, разом установили. У кого-то срок поверки ИПУ 4 года, у кого-то 5 или 6 лет. И вот пришло время, и у многих приборов учёта вышел срок поверки: нужно проводить поверку заново или приобретать и устанавливать новый ИПУ. Но! Люди ведь не смотрят, когда их приборам учёта нужно делать поверку, и не смотрят, что ресурсоснабжающая организация производит им начисления уже три месяца подряд по нормативу, несмотря на то, что собственник регулярно, к примеру, передаёт показания. У ресурсников ведь есть сведения по ИПУ, так как они их пломбируют и принимают в эксплуатацию. Они видят, что срок поверки какого-то ИПУ закончился, и три месяца начисляют по среднему, а потом по нормативу. Что значит по нормативу? Существуют установленные министерством ЖКХ Хабаровского края нормативы, которые умножаются на количество потребителей в квартире. И вот тут я увидел, что квартире начисляют по нормативу на одного человека, а в ней на самом деле проживают шестеро. По правилам, начисление происходит на всех собственников помещений МКД, в которых не установлены ИПУ. Это делается по количеству постоянно и временно проживающих потребителей в квартире (постоянная регистрация по месту жительства, временная регистрация). Если прописанных нет, то начисление происходит по количеству собственников квартиры.
В нашем случае получилось, что прибор учёта давно вышел из строя, ресурсники собственникам три месяца выставляли объём по среднему, а потом по нормативу, причём на одного человека. А остальные пользовались коммунальными ресурсами «на халяву», потому что ОДПУ отобразил реальный расход по дому.
Получалось так, что каждая квартира, которой начислялась плата за ГВС меньше, чем положено, к примеру, на одного собственника, а не на реальный потреблённый объём ГВС в квартире, – на этом экономила. Но! Люди не понимают, что за неучтённую воду управляющая организация всё равно заплатит и деньги возьмёт, скорее всего, из бюджета дома, со статьи текущего ремонта.
Для решения проблемы мы провели установленную законом процедуру по установлению временно проживающих потребителей в квартирах. Далее направили сведения в РСО, чтобы РСО производило начисления собственникам помещений, не оснащённых ИПУ, по количеству реально проживающих потребителей, в том числе и временных.
Данная процедура по установлению временно проживающих потребителей в неоснащённых ИПУ квартирах разработана и внедрена управляющей организацией ООО «Веста». С РСО внесены соответствующие изменения в договор. Были разработаны шаблоны актов, заявлений и т.д., а также разработана схема передачи сведений о потребителях в МКД в адрес РСО.
Другие причины перерасхода КРСОИ:
— если КРСОИ ГВС – протечки в общедомовых инженерных сетях;
— если КРСОИ на электроэнергию – к МКД подключены другие объекты (киоски, гаражи и т.д.) (ул. Кирова, д. 26, к дому был подключён рядом стоящий киоск);
— квартиры в МКД, которые были отключены ресурсоснабжающими организациями за неуплату, но самостоятельно подключились к общедомовым сетям;
— управляющая организация сдаёт часть общего имущества МКД, к примеру, проходной подъезд, частному лицу, отгородив под магазинчик, и он запитан от общедомовой сети;
— расположенные в доме нежилые помещения незаконно подключаются к общедомовым сетям;
— у ресурсоснабжающей организации отсутствуют актуальные сведения по количеству проживающих в жилых помещениях потребителей, в том числе и временных, вследствие чего ресурсники недоначисляют некоторым квартирам, за что потом расплачиваются все собственники МКД в структуре платы за КРСОИ;
— собственники помещений устанавливают на ИПУ магниты, занижая потреблённый объём коммунальных ресурсов, а ведь ОДПУ всё учёл, и недостаток в итоге отобразится в КРСОИ.
И цель управляющей организации должна стоять в выявлении и устранении вышеуказанных причин сверхнормативного КРСОИ на доме.
Главное! Собственники помещений многоквартирных домов ранее, до 1 сентября 2022 года, пока не вступило в силу Постановление Правительства РФ № 92 и в I квартале 2023 года не произошёл перерасчёт, оплачивали ресурсоснабжающей организации сверхнорматив по КРСОИ из бюджета дома со статьи текущего ремонта. И ровно на ту сумму, которую прибавили в квитанциях, собственники помещений МКД ранее недополучали текущий ремонт.
Теперь у управляющих организаций появилась возможность весь перерасход по КРСОИ повесить на собственников помещений МКД и получить дополнительный доход. Но далеко не факт, что сейчас, после перерасчёта, все высвободившиеся денежные средства будут использованы на текущий ремонт дома.
Подготовил: Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото Евгения МОИСЕЕВА