ТЁПЛОЕ ДЫХАНИЕ АМУРСКОГО МАРТА

Народился первый день весеннего месяца, и Эдуард Барсуков поспешил в район села Вознесенское. Там его уже ожидал опытный местный рыболов Валерий и указал путь к новым уловистым местам. Получилось: товарищ принял на лёд пять весенних щук. А вот одна матёрая ушла!

– Машу я приманочкой, машу, – рассказывает товарищ, – слышу лёгкую подвижку приманки, затем ещё… Знаю, что так подходит крупная щука. Разволновался и давай резко дёргать приманку. Рыба, похоже, напугалась и больше не возвратилась. А ведь ехал в дали дальние именно за трофейной щукой…

Полезный совет. Нередко крупная щука от 4 кг и выше осторожно проверяет добычу, тихонько толкая её носом. Затем, если рыбка понравилась, проглатывает её и повисает без рывка тяжёлой гирей. Если после подвижки рыба не взяла приманку, то следует тихонько опустить её на дно и 5-6 раз постучать. Поднимется облачко мути. Затем плавно приподнять на 10-15 см и сделать небольшой мах удильником. Как правило, это часто срабатывает. Также приманку можно медленно приподнимать со дна и вибрировать удильником.

*  *  *

На днях я встретился со своим старым знакомым — Александром Емельяновым. В январе он был в отпуске и успешно ловил щук под городской косой прямо напротив монумента первостроителям города.

У товарища немало различных современных снастей. Александр работает в рыболовном магазине и знает обо всех новинках. Пользуется и раттлинами, но в этом месте очень успешно работал «крабик» из мельхиоровой ложки. Да. Щуки в этом сезоне очень много. Но она разборчива, и тому есть свежий пример. 3 марта мы с напарником забрались довольно далеко. Почти до Байдуковки. Дорога стала сложнее. Береговой лёд ещё больше просел, и мы осторожно преодолевали крутые скользкие наклоны. На месте я поменял пять приманок, но только одна, типа «пескарик», выловила четыре щуки. Когда я потрошил одну из щук, то в ней оказалось шесть пескариков.

Полезный совет. Чтобы узнать, какую приманку предложить хищнику, следует на месте выпотрошить первую пойманную рыбу и определиться в её текущих вкусах.

Периодически меня выручает новика типа «чебачок-подустик». О ней я обещал рассказать.

Мастер-класс. В деревянную заготовку вставляю боковые пластины из алюминия, четыре крючка, три взаимоотталкивающихся магнита и петельку. Заливаю свинцом. Остужаю, налепляю брюшко из декоративной глины и запекаю при температуре 130 градусов в течение 20 минут в духовке. Приклеиваю глаза, плавники и устанавливаю хвост.

Обратно мы решили поехать по протокам и полям до посёлка Молодёжного. Это было безопаснее, но… В середине пути поперёк одной из многочисленных проток появился провал глубиной около полутора метров! Такое нередко бывает и на горных реках, когда с одной стороны берега находится мелкий перекат, а с другой – яма. Вода зимой постепенно падает, образуются пустоты, и лёд рушится. Следует опасаться таких мест и дорог.

Через день мои коллеги сообщили, что лёд опустился ещё ниже и в районе железнодорожного моста амурская вода вышла на лёд. Две машины пришлось вытягивать тросом. Начались плюсовые температуры, и на лёд выезжать нельзя. Наш старший товарищ Виктор Шахин – житель Партизанских дач – перешёл удить щуку за остров Кеори. Ловит. Но он уже дважды жаловался, что щуки перекусывают леску и уходят с приманкой.

Полезный совет. Щука имеет многочисленные острые зубы и без труда успевает перекусывать лески диаметром до 0,8 мм. Более толстыми рыбачить неудобно. Я ставлю приманки на тонкие титановые поводки, которые выдерживают нагрузку 26 кг, что примерно соответствует нагрузкам на узлах моих лесок 0,6 и 0,7 мм. Или использую металлизированный поводковый материал, нарезая поводки любой длины. Закрепляю их трубочным соединением.

*  *  *

Сергей Остапенко продолжает охотиться за щукой в черте города. Недавно он решил сообщить о своём секрете успешного лова щуки.

Товарищ уже несколько лет смазывает приманки специальными мазями и пахучими средствами. Да. Сергей отлично ориентируется на водоёме, правильно определяет места, усидчивый и правильно машет удильником. Но, похоже, что приём возбуждения аппетита у хищников существенно влияет на уловистость. Подробности вы, читатель, сами спросите у него при встрече. А я раскрою похожий секрет. Думаю, что мой товарищ по юности рыболов Сергей Соболев не обидится. В своё время он рассказал мне о том, что зимние приманки следует смазывать жиром. Так хищник не чует железо и верит добыче.

Остапенко ещё сообщил, что под косу пришла молодая пара и поймала несколько щук. Одна весила около 4 кг! Молодцы, молодёжь! Я знаю, что руководил процессом ловли Сергей – продавец из другого рыболовного магазина.

*  *  *

На водоёмах России есть места, где зимой тёплая техническая вода от охлаждаемых агрегатов вливается в природные реки. На таких «стыках» ловится разная рыба. Меня заинтересовал похожий участок нашей реки Амур, и я 7 марта решил сделать прогулку со спиннингом и блёснами. На месте оказался один рыболов. Познакомились. Оказалось, что Евгений вчера выловил на открытой воде на летнюю блесну «каст-мастер» четырёх сомов весом до 2,5 кг! Надо отметить, что это явление необычное. Сом, как и некоторые другие рыбы Амура, с похолоданием воды дремлет в ямах и не кормится.

А тут дело другое: летняя обстановка, и организм требует питания. Я поставил золотистую шумящую блесну-вертушку № 4 и вскоре поймал сомика! Удивительное событие. Словно побывал в круизе «Из зимы – в лето!» Стало понятно, что там, где условия температуры воды схожи с летними, рыба продолжает питаться. У моего товарища фермера Михаила Филиппова ситуация похожая. Его медведей на экологической ферме постоянно прикармливают туристы, и животные не ложатся в спячку.

– Несколько карасей на удочку ловил с насадкой печени, – продолжил новый товарищ. Весом на 1 кг и 1,5 кг! Вчера ещё две щуки брались, но сорвались.

«А они теперь перешли под косу, – подумал с юмором я. – Сегодня там Сергей Остапенко одну из твоих щук поймал на махалку. А мой брат Сергей на тёплых зимних течениях в районе Дзёмог тоже успешно ловил на тесто коньков и даже сигов!»

Через несколько дней в плюсовую погоду я вновь отправился на «летний» водоём и, уже имея опыт, выловил на серебристо-голубую вертушку семь сомят!

В этот день я не взял с собой приспособление для выемки тройничка, и сомы поранили мне пальцы рук.

Полезный совет. Сомы имеют в своей пасти пусть не острые, но приличные зубы. При выемке тройника пальцами рук можно пораниться не только о зубы, но и об острые жала тройника. Для безопасного процесса необходимо пользоваться пассатижами с длинными носиками или медицинским зажимом. Выемка крючка из пасти любой рыбы, даже и беззубой, чревата травмой. Так как рыба в такое время часто подпрыгивает. Я надолго запомнил сплав по реке Кур. Крупный ленок проглотил блесну наполовину, и я пальцами руки стал вынимать тройник. Рыбина дернулась, и острый крючок с длинной бородкой накрепко засел в пальце… Будьте осторожны!

*  *  *

10 марта по устойчивой дороге пробираемся в район нижней Орловки. По ходу пути видим наш грибной лес. Как быстро летит время! Кажется, что ещё вчера в этом месте мы собирали белые и чёрные грузди…

Теперь днём стали появляться плюсовые температуры, и мы уже не ставим палатки. Дышим тёплым воздухом долгожданной весны. В нашей команде ещё один молодой новичок – Евгений Запевахин. Я любитель-рыболов ручного ужения, если можно так сказать. Когда происходит непосредственный контакт рыболова и поклёвки рыбы на удочку, махалку или спиннинг. Но у меня много лет было желание изготовить механический или электронный удильник. Для того, чтобы можно было проверять неизвестные участки реки. Меня опередил век новейших технологий, и я приобрёл электронную удочку «Спутник». На нашем Амуре её применение я ещё не встречал. Сегодня с особым волнением испытываю уникальное приспособление. Друзья – в ошеломляющем изумлении!

Ставлю прибор на глубину 2,5 м. Там внизу присоединены серебристый балансир типа «чебачок», мушка и мормышка. Нажимаю на кнопку в режим «пять мелких махов и один высокий». Заработало! Машет, как заправский щукарь! Сам сажусь рядом и беру в руку махалку. Проезжающие рыболовы выскакивают и машин и кричат: «Клюёт!» Успокаиваю их и объясняю в чём дело… И вот – поклёвка! Спешу к снасти и вытягиваю щуку! Свершилось с первого раза! На «Спутник» можно ловить самую различную хищную рыбу, применяя резку из рыбы, малька, короеда или червей.

Затем я решил поставить в качестве приманки для «Спутника» натуральную насадку. Это была пойманная накануне крупная востробрюшка. И надо же! Её схватила щука! Но… ушла, оставив следы зубов на теле рыбёшки возле тройников. Работает «товарищ».

Полезный совет. Для лучшей работы нового агрегата я изготовил из пенки заглушку на лунку. В её центре проделал отверстие и вставил пластиковую трубку диаметром 20 мм и длиной 250 мм. Верхнюю часть трубки утеплил пенкой. Низ трубки должен вклиниваться в воду на 3-5 см. Теперь леска меньше намерзает.

В этот день мы все были со щуками. А когда время подходило к 16.00, на моего золотистого новенького «сазанчика» навалилась нешуточная тяжесть!

Я сумел поднять её на один метр, и крепчайшая леска диаметром 0,6 мм лопнула! А её разрывное усилие под 40 кг!

– У-у-у, – только и выдохнул я. – Вот это силища! Унесла рыбина и приманку, и мушку, и мормышку… Да! Это ушла уже вторая снасть за зиму… Придётся переходить на более толстые лески и готовить новую «золотинку».

*  *  *

В последующие дни я несколько часов я потратил на изготовление нового магнитного «золотистого» балансира. Применил латунь и бронзу. Вложил в работу всё вдохновение и на первой пробе в не клёвый день именно на него выловил щуку! Сразу вспомнился фильм «Золото Маккены» и строчки из песни: «Вновь, вновь золото манит нас…»

Новичок Женя показал мне шумящий раттлин и задал два вопроса. Интересует ли щуку стук шариков и боится ли щука шума мотобура.

Полезное знание. Шум шариков привлекает многих хищников. В том числе налима, ленка и тайменя. В один летний день в протоке Совхозной на простые блёсны щука у меня не ловилась. Когда я поставил две спаренные блесны – красную и белую – всё мгновенно поменялось. Я был с отличным уловом. Зимой при ловле налима звуки металлических шариков в приманке порой имеют первостепенное значение. И я изготовил такую приманку. Шум мотобура, безусловно, пугает рыбу. Это показывают и подводные съёмки. А вот мерные удары пешни при рубке лунок могут привлечь отдельных хищников. Я дважды выуживал щук весом до 2 и более 3 кг сразу после шума на поверке глубины.

И новичок Запевахин вспомнил о похожем случае.

*  *  *

На следующий день на нашем месте побывали Александр Кандалей и Евгений Антропов. Но ловить щуку они стали на глубине 5 м из-подо льда!

Полезное знание. Амурскую щуку в основном принято ловить в уловах на глубинах 0,5-1,5 м со дна. Но следует знать, что в некоторых местах щука кормится верховым мальком над большими ямами. В таких случаях приманка должна играть в 30-50 см от нижней части поверхности льда. И я ловил щук на глубинах до 7 метров подо льдом на «крабика», а также на отводной поводок с резкой из рыбы при ловле коньков. В таких случаях рекомендую рыболовам пристёгивать удильники к замороженной во льду стойке. Я знаю врачей, мужа и жену, которые в период хода миноги ловят крупную щуку из-подо льда почти на фарватерах Амура при глубинах до 12 метров.

Через день Сергей Сенькин сообщил, что на Пиваньском пляже они с сыном поймали восемь щук и одного язя-чебака. Здорово! И город рядом!

*  *  *

12 марта мы выехали на известный мне берег. Там я несколько раз осенью удил сига, чебака и щуку донным амортизатором с мушками. Попадались ленок, конь и трегуб. Даже когда по реке начинает идти шуга, то в этом месте можно продолжать ловить по-летнему. Выступ скалы в районе железнодорожного моста отбивает ледоход, и почти по всей длине плёса остаётся открытая вода.

Извилистый берег привёл меня в восторг: как много «карманов» для ловли щуки! У товарища одно из самых перспективных мест – в уголке уловца. До 16.00 я взял свою щуку, а счастливчик – четыре. Молодец!

После двух дней снегопада и метели появился подходящий день, и мы выехали на Пиваньский пляж. Сергей Сенченко умело правит свои «Сурфом», и мы без проблем преодолеваем выпавший глубокий снег. Находим хорошо запорошенные лунки. Они покрыты тонким слоем льда. Это март, он несёт тепло. Нас трое. Сегодня отличился водитель: у него три щуки, одна из которых 3,7 кг!

– Ух! Как волнительно было вытягивать сильного хищника! – радуется Сергей. – А взялась на модернизированного медного «крабика».

Полезное знание. Я осмотрел приманку товарища. Она сделана в форме овала-блинчика и имеет смещённый центр. От того и играет, как настоящая рыбка.

А это очень важно. Крючки обмотаны красной нитью в виде плавничков. Наклеены два глазка. Приличная самоделка!

В обеденный перерыв мы разговорились о зимних привадах. На западных водохранилищах и реках рыболовы применяют зимой различные привады.

Полезный совет. На Амуре зимняя привада – это редкость. Но я иногда подсыпаю в лунку пшено и манку. Это привлекает мальков, а следовательно и хищников. Один пожилой щукарь Приамурья специально подсыпает в лунку летнюю карповую приваду даже на течении и успешно ловит щук. Можно прожарить на сковороде гречневую крупу, затем размельчить и проварить. Подводные съёмки показывают, что на такое угощение разная рыба собирается очень охотно.

Вскоре нас посетил сосед по ужению. Молодой рыболов пожаловался на мощный подход.

– За зиму две снасти оторвались… Эх! Наверное, это были таймени!

– Это они! Сила их велика! – пояснил я и вспомнил былые удачные времена с отличными трофеями.

В марте месяце щука нередко привередничает и меняет места охоты. Сначала она ушла с левой стороны городской косы, затем с правого берега Кеори, а после – от Пиваньского пляжа.   На это влияет в первую очередь спад воды, перемещение кормовой базы и предстоящий нерест в апреле-мае. Молодой рыболов Женя Запевахин решил проверить правый берег городской косы и не ошибся. Выловил четыре щуки и задал мне вопрос:

–  Александр Константинович! А что лучше прицеплять на щучью приманку – силиконовых рыбок или щучий глаз?»

В моём ответе есть давняя история. По линии мамы в селе Опытное поле на самом берегу Амура жили мои дед и баба. Алексей и Наталья Емельяновы. Ловили рыбу возле дома круглый год. Малька ловить трудно, поэтому на зимние крючки блёсен всегда насаживали рыбьи глаза. В ход шли кони, чебаки, сиги и щуки. Я часто проводил у них каникулы.

– Ты Саша, обязательно один глаз на блесну вешай. Без него рыбу надо ждать минут пять, а так сразу клюёт! – наставляла меня Наталья Митрофановна. – Там в холодной кладовке коробочка лежит…

Полезное знание. При ужении щуки зимой на балансиры, блёсны или «крабики» в первую очередь рекомендую на хвостовой крючок насадить натуральную насадку. Это может быть свиное сало, свиная печень, кальмар, резка из миноги. Или рыбьи глаз, плавничок, печень, жаберка или кишочка. Возможен короед. Вместо этого можно использовать виброхвосты или твистеры самых различных цветов. Зеленоватые, оранжевые, красные, лимонные, коричневые и даже чёрные. Некоторые из них пропитываются аттрактантами для ловли хищников.

*  *  *

29 марта мы с Эдуардом Барсуковым решили найти свою весеннюю щуку. После больших наводнений Амур принёс почти к самому выходу озера Хумми огромные пески. Образовалась отличная коса с «карманами». С утра я поставил на щуку «серебро», но только через 40 минут мне попалась первая щука. После дополнительно часа ужения я перешёл на новое «золото», и рыба словно проснулась. Я выловил ещё три щуки! Большенькая весила 2,2 кг. Да… Повторяется. Похоже, и у рыбы золото на первом месте. А мой товарищ на щучью приманку выловил крупного пёстрого коня! Это бывает редко. Рыба была, по-видимому, проходная.

В это время кони поднимаются с низовьев Амура, и не случайно на днях Александр Кандалей возле детского лагеря отдыха «Солнышко» выловил три конька. А местного коня зимой стало очень мало. Возможно, что это работа судаков.

Вместе с тем наша главная потребительница рыбы, приёмная кошка Тимоня, за короткий срок набралась приличного веса и стала почти взрослой. Рождённая в цехах «Горводоканала», она помнит удобные сантехнические места… Забавно!

А рыбу нашим усатым питомцам мы даём только отварную. Отделяем мякоть от косточек, заливаем контейнер бульоном отвара и амурский «Вискас» готов!

Впереди месяц первой открытой воды. Удачи вам, рыболовы Приамурья!