МАШИНИСТЫ ДАЛЬНИХ ДОРОГ

31 марта во Дворце культуры железнодорожников впервые торжественно отметили День машиниста — праздник, установленный по распоряжению генерального директора РЖД Олега Белозерова.

Профессия машиниста неразрывно связана с историей появления железных дорог и локомотивов. В России первый машинист появился в 1834 году. В те времена средняя скорость поезда была 30 км/час. За прошедшее время паровозы и железная дорога претерпели значительные изменения. Сегодня железнодорожные составы тянут мощные тепловозы и электровозы, которыми управляют обученные  квалифицированные специалисты – машинисты, те, кто ведёт поезда с пассажирами и грузами, кто сегодня выполняет нелёгкий труд организации и содержания всей инфраструктуры железных дорог, где профессия машиниста — одна из самых ответственных и нелёгких.

Машинист локомотива Алексей КАПАРУШКИН буквально на днях провёл первый поезд по новому эксплуатируемому участку, перегону станция Кумтэ — блокпост 9-й километр, а сегодня отмечает свой первый профессиональный праздник.

Алексей КАРАПУШКИН

К профессии железнодорожника Алексей стремился ещё со школьных лет. В детские годы, отдыхая в посёлке Высокогорном, видел, как работают родственники на железной дороге, и уже тогда проникся стремлением познать всю инфраструктуру стальных магистралей: сигналы, тепловозы, переплетение рельсов…

— Я с пятого класса конкретно знал, какая у меня будет профессия, куда пойду учиться, — рассказывает Алексей.

По окончании школы он уехал в Высокогорное, где поступил в  филиал ПТУ-26. Получив профессию, полгода работал помощником машиниста, затем служба в армии, и снова железная дорога. С 2003  до 2012 года трудился в Высокогорном и после курсов повышения квалификации стал работать машинистом тепловоза. С 2012 года Алексей трудится в эксплуатационном локомотивном депо Комсомольска-на-Амуре.

— Трудно было учится?

— Для меня сложностей не было, так как мне это нравилось, я именно этого хотел и знал,что это моё будущее. В процессе обучения читал много технической литературы, всё, что касается железной дороги.

— Машинист тепловоза может работать на других типах подвижного состава?

— Нет, на электровозе надо учиться. Даже для работы на паровозе требуется пройти специальные курсы.

— Работа машиниста тяжёлая?

— Я считаю, что если работа нравится, то сложностей нет. Есть, конечно, свои трудности. В первую очередь это ненормированный график. Ты можешь уехать на работу днём или вставать ночью, присутствует определённая психологическая напряжённость. В то же время в профессии есть и плюсы, та же романтика дальних странствий, когда ты ведёшь состав, а вокруг сплошная тайга, безлюдье, речки, порой даже звери попадаются, лоси, медведи бегают, чувствуешь, что находишься на чужой территории.

— Какие приходится водить составы?

— Наше депо не обслуживает пассажирское движение, на пассажирских поездах я ездил только помощником. В профессии машиниста есть маневровое движение, грузовое, выводное. Но в любом случае всё начинают с грузовых составов.

— Алексей, существует байка, что по совгаванской ветке пассажирские составы пускают только ночью, чтобы пассажиров не пугать.

— Тоже слышал эту легенду. Скажу так, был свидетелем, когда женщина проехала на пассажирском поезде днём через Кузнецовский перевал. И сказала, что больше не поедет. Некоторых людей этот перегон действительно пугает. Вы едете и смотрите вниз на станцию размером с монету, рядом с вагоном облака плюс невообразимый серпантин, когда хвост состава идёт параллельно локомотиву.

— Недавно в США сошёл с рельсов грузовой поезд, там было порядка 150 вагонов. У нас есть подобные составы?

— Сейчас у нас товарные поезда семитысячные, то есть тянем 74 вагона. На западе есть сдвоенные поезда, но на Дальнем Востоке профиль пути такой, что не позволяет задействовать такие составы, так как очень сложный рельеф: большие перевалы, протяжённые подъёмы, серпантин.

— Алексей, какие нужны качества, чтобы работать машинистом?

— Упорство, желание работать и ответственность — это самое важное. Нужно понимать, куда ты пришёл работать. Водить тепловозы – это большая ответственность. Молодых помощников я в первую очередь учу ответственности.

На праздничной церемонии многие машинисты, работники железной дороги, ветераны получили награды и благодарности, в том числе и  за многолетний труд и преданность профессии.

В завершение праздничного концерта молодые машинисты торжественно приняли профессиональную присягу.

Евгений СИДОРОВ.Фото автора

Яндекс.Метрика