КОГДА И ЗАЧЕМ ОБРАЩАТЬСЯ В ОПЕКУ?

Опека устанавливается в отношении несовершеннолетних граждан (детей) и в отношении взрослых недееспособных граждан.  Начальник сектора защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отдела опеки и попечительства по Комсомольску-на-Амуре Алла САВАТЕЕВА рассказала, какие полномочия есть у данных органов в отношении детей, в каких ситуациях они приходят к семьям и почему этих визитов не нужно бояться.

Главная задача органов опеки — защищать права и законные интересы несовершеннолетних граждан, особенно тех, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в них. Также они следят за тем, как работают опекуны, попечители и организации для детей-сирот. А ещё помогают сохранять имущество подопечных и управлять им.

Чтобы органы опеки могли выполнять эти задачи, государство наделило их большим набором полномочий. Они выявляют детей, которые нуждаются в опеке или попечительстве, и назначают для них опекунов и попечителей; выдают разрешения на имущественные сделки подопечных. Проверяют, в каких те живут условиях.

Кроме того, сотрудники организации в судах представляют интересы детей и подопечных, если их родители, опекуны или попечители нарушают закон, если родительские интересы вошли в противоречие с детскими, при решении семейных споров между родителями.

 – Сотрудники опеки никогда не приходят с проверками без оснований, — рассказывает Алла Саватеева. –  Если в семье есть подопечные или усыновленные дети, мы наблюдаем за ними регулярно. При этом осуществляется плановая или внеплановая проверка условий жизни подопечных. В первом случае, если нет жалоб, мы навещаем их два раза в год. А во втором — раз в год в течение трёх лет после усыновления.

К обычным семьям органы опеки приходят только по чьей-то жалобе, так как сотрудники обязаны реагировать на все тревожные сообщения, чтобы исключить наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка.     

– Например, мы часто получаем информацию от школьных учителей и психологов, воспитателей, педиатров и случайных граждан, которые заподозрили, что в какой-то семье нарушаются права детей, – продолжает Алла Саватеева. – В семью придёт опека, если родители жестоко обращаются с детьми или есть угроза их жизни и здоровью. По правилам, в течение трёх дней после того, как органы опеки получили сообщение, они должны прийти домой к ребёнку, чтобы выяснить, в каких условиях он живёт. В некоторых ситуациях проверку проведут незамедлительно. В остальных случаях недобросовестного исполнения родителями обязанностей по воспитанию детей сообщения будут перенаправлены в органы системы профилактики, такие как отделы полиции, центры социальной помощи.

Ещё сотрудники опеки придут в семью, если родители разводятся и у них есть спор о воспитании детей. В этом случае органы опеки по запросу суда готовят акты обследования и заключения, например, о порядке общения с ребёнком или о месте его проживания с одним из родителей после развода. В суде решается вопрос об ограничении граждан в родительских правах или о лишении их.

Обратиться в опеку может каждый, кто подозревает, что законные представители несовершеннолетних нарушают их права. Обязательно стоит сообщить опеке, если родители оставили ребёнка без присмотра и это угрожает его здоровью или жизни. Поводом для обращения может стать смерть обоих или единственного родителя. Обратиться в органы опеки можно с жалобой на то, что взрослые жестоко обращаются с ребёнком или выгнали его на улицу и не пускают домой. Кроме того, обращаться в опеку можно, если члены семьи ребёнка злоупотребляют алкоголем или наркотиками, за ним никто не следит, и тот проводит много времени без взрослых, выглядит неопрятно, на нём одежда не по сезону, и он просит еду у чужих людей или очевидно нуждается в медицинской помощи.

Во всех этих ситуациях ребёнок может пострадать, поэтому не стоит оставаться равнодушным. Но всё же перед тем, как обращаться в опеку, рекомендуется уточнить у него и родителей, что происходит на самом деле. Например, крики ребёнка за стеной не всегда означают, что родители его бьют, а грязная одежда — это не обязательно признак неблагополучной семьи. Выяснить реальные обстоятельства важно, потому что за любым обращением в опеку последуют проверки, визиты в семью и возможные последствия.

Можно позвонить или написать в отдел полиции по месту жительства, в том числе на телефоны 102, 112, или в отдел опеки и попечительства по месту жительства (телефоны есть на сайте опекахабкрай.ру), на всероссийский телефон доверия – 8 800 2000 122.

В обращении важно кратко, но содержательно описать ситуацию. Так ответственный сотрудник сможет оценить её и решить, насколько быстро нужно отреагировать. Следует учесть, что анонимные обращения могут не рассматриваться!

Сотрудники опеки обязательнооценят состояние здоровья и внешний вид ребёнка, жилищно-бытовые условия (в том числе наличие спальных мест и продуктов питания), отношения между родителями и детьми в семье.

От выводов сотрудника опеки зависит, какие меры примут в отношении семьи. Выводы делают по нескольким вопросам. В частности, оценивается, угрожает ли что-то жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребёнка, заботятся ли о нём родители, нуждается ли он в помощи. Если да, то в какой — социальной, правовой, психолого-педагогической, медицинской, материальной. Даётся оценка и тому, нуждается ли семья в медицинской, психологической, педагогической, юридической или социальной помощи.

 В результате обследования сотрудники опеки предложат семье необходимую помощь, направят к специалистам, сообщат о ситуации в специальные службы для оказания помощи и только в крайнем случае – при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребёнка – могут отобрать несовершеннолетнего из семьи.

Подготовил Евгений МОИСЕЕВ. По материалам отдела опеки и попечительства по Комсомольску-на-Амуре 

Яндекс.Метрика