Познавательной лекцией «Православие на Амуре» отметили День Крещения Руси в городском краеведческом музее 28 июля.
Для начала собравшимся гостям напомнили основные этапы освоения Приамурья, которые были неразрывно связаны с христианской верой.
В 19 веке территория Дальнего Востока начала активно осваиваться православными крестьянами. В 1858 году был заключён Айгунский договор, подписание которого тесно связано с Иннокентием (Вениаминовым), первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.
Православными были и переселенцы из западных районов страны. В 1860 году, преодолев тысячи верст, крестьяне из Орловской, Пермской, Вятской губерний основали село Пермское, где уже в 1894 году была основана церковь имени святого пророка Илии и Иоанна Златоуста. Она располагалась в районе современного автовокзала.
К сожалению, советская власть выступала против религии, и по решению властей все храмы должны были быть либо снесены, либо перестроены. Не миновала эта участь и храм в селе Пермском, будущего города Комсомольска-на-Амуре. В 1932 году он использовался как пожарная каланча и столовая, а в 60-е годы его окончательно снесли.
Несмотря на гонения власти, в семьях многих комсомольчан сохранились предметы, связанные с православной верой. Иконы, книги, рушники. Многие из них были переданы в дар городскому краеведческому музею.
Перед гостями выступил иерей Андрей Гутович, настоятель Свято-Успенского храма города Комсомольска-на-Амуре. Он поздравил всех с праздником Крещения Руси и рассказал, как в нашем городе в годы советской власти выживала православная вера.
Да, в селе Пермском был храм, его разрушили, и, казалось бы, новая идеология атеизма должна была подавить в каждом человеке веру в Бога, в православие, однако среди женщин-комсомольчанок нашлись те, кто в 1940-е годы пытался зарегистрировать в городе православную общину. Они неоднократно обращались к краевым властям, чтобы им дали право регистрации. Незарегистрированная община была гонима властью, которая проводила даже мероприятия на тему, что Бога не существует. Однако во все времена были и есть люди, у которых есть душа, и она требует общения с Богом. И эти женщины, потерявшие своих детей и мужей во время Великой Отечественной войны, хотели в их память создать православную общину для молитвенного общения.
Городские власти ссылались на то, что у общины нет своего здания для регистрации, и тогда община купила в посёлке Амурсталь на улице Литейной, 31, помещение, но горисполком признал его ветхим, непригодным для молельного дома, и в регистрации было отказано.
В 1949 году женщины пошли на отчаянный шаг: одна из активисток написала письмо-обращение к Сталину с просьбой разрешить открытие молитвенного дома в Комсомольске-на-Амуре. В письме она расписала все проблемы с властями, в частности, что председатель горисполкома товарищ Королёва сказала, что если женщины будут и дальше проявлять активность, то она отправит их дальше, чем Комсомольск-на-Амуре.
Из Москвы пришло письмо к краевым властям, чтобы они разобрались в данной ситуации, по сути, отписка, и чиновники ответили очередным отказом в регистрации общины, а горисполкому и горкому партии сделали выговор за плохую работу с массами.
За общиной было установлено негласное наблюдение.
Под куполом
Здесь стоит упомянуть, что официально в общине состояло 32 человека, хотя на самом деле людей собиралось гораздо больше. В город регулярно приглашали священника, который тайно приезжал и проводил обряды крещения, исповеди, причастия, делал то утешение для людей, которое было востребовано. Приходилось собираться на квартирах, частных домах. Бабушки приводили внуков и тайком крестили их, венчались тоже тайно.
В 70-х годах в Комсомольске существовало две общины. Одна находилась в посёлке Мылки на улице Полярной, 60, где старушка сдавала комнату 12 м2 для молитвенных встреч 120-150 человек. Другая община располагалась в посёлке Победа, там было ещё больше людей. Своего настоятеля не было ни в одной общине, все священники приезжали на разовые молитвенные богослужения.
В 1979 году уполномоченный по делам религии по Хабаровскому краю внезапно замечает, что в посёлке Победа с 1973 года существует община, которая приобрела в собственность помещение и переоборудовала его в храм, где есть иконостас, роспись, алтарь, всё необходимое для богослужения, даже купол и крест.
И тогда председатель горисполкома сказала, мол, стройте большую церковь, тогда разрешим. Прекрасно понимая, что людям не по силам построить храм.
Первая победа
Тем не менее в 1979 году община в посёлке Победа получает своё законное право на существование, решением краевых властей они получают право на регистрацию, однако не удалось сохранить в собственности здание храма. В 80-х годах храм был передан в ведение местных Советов. Тем не менее он продолжал осуществлять свою миссию, в нём также собирались прихожане, совершались богослужения.
Возвращение веры
В 1990 году с приходом в Хабаровскую и Владивостокскую епархию владыки Гавриила в Успенскую общину передаётся особая великая святыня – Антиминс, особый плат с вшитыми мощами святых мучеников и изображением Гроба Господня. Без Антиминса было невозможно самое главное богослужение – Божественная литургия.
В связи с тем что Успенская община получила такую святыню, в этот же год она была освящена и получила статус храма.
В том же 1990 году было принято решение построить на берегу Амура храм в честь Казанской иконы Божией Матери, но с условием, после завершения строительства храм в посёлке Победа по улице Лермонтова, 83а, должен был закрыт.
— Все мы знаем, что храм в 1999 году из-за короткого замыкания сгорел до основания. А храм Успения Пресвятой Богородицы и поныне продолжает своё служение Богу и людям, — сказал отец Андрей. — В храме находятся старинные книги, иконы, в том числе икона Ахтырской Божией Матери. Не в каждой области России мы можем найти такую икону.
Здесь стоит сказать, что ещё в 1973 году, когда храм стал обустраиваться, жители Комсомольска стали приносить свои иконы, оставшиеся с переселенческих времен, изготовленные подсвечники, тарелки, подстаканники.
Сегодня люди приходят в храм и поражаются, как там уютно и душевно тепло. Не случайно этот храм назван в честь Успения Пресвятой Богородицы, потому что Успение в христианской символике означает совсем не смерть, а сон, после которого будет воскресение, пробуждение и воссоединение со всеми усопшими. Это особенно символично для матерей, потерявших своих детей, родных во времена репрессий и войн.
— Русская православная церковь действительно несёт великую миссию нашего народа, поддержания духа народа, — добавил отец Андрей. — И сейчас, когда мы вынуждены вступить в конфликт с соседней страной, посмотрите, какой духовный подъём мы с вами наблюдаем. Все стали обращаться в православие, ведь без Бога мы ни на что не способны.
— Отец Андрей, на ваш взгляд, проблем для православия в городе нет?
— Сейчас нет. Мы живём в мире, спокойствии. Конечно, остались ещё люди старой закалки, из советского прошлого, которые к церкви относятся не злостно, но равнодушно, однако, как показывает практика, когда люди вступают в более осознанный возраст, они все приходят к тому, что без Бога никуда. И сейчас большим плюсом является то, что священников стали приглашать и на городские мероприятия, в школы, университеты. Это влияет на подрастающее поколение, дети начинают привыкать к людям церкви, не боятся как человека в чёрном, а уже понимают, что это священник православной церкви. И то, что в школах есть программа «Основы православной культуры», тоже играет большую роль в воспитании подрастающего поколения.
В октябре прошлого года здание храма было получено в собственность, и по благословению владыки Николая 28 августа в день 50-летия храм будет освящён великим архиерейским освящением.
— Всех вас приглашаю на это историческое событие, — сказал отец Андрей. — Русь святая, храни веру в православие.
Остаётся добавить, что встреча закончилась общим чаепитием и беседой на волнующие темы.
Евгений СИДОРОВ. Фото автора