В Музее изобразительных искусств можно посетить уникальную выставку «Альбрехт Дюрер и его эпоха. Немецкая гравюра конца XV-XVI вв. из собрания Исторического музея». В экспозиции, прибывшей из Москвы, представлены образцы печатной графики XV–XVI веков из собрания Государственного Исторического музея, а также с ювелирными изделиями, монетами, деталями мебели и гравировальными досками, которые ранее не выставлялись.
Знаковое имя в графике
На выставке можно узнать, что такое гравюра, как она создавалась и какие инструменты при этом использовались. До фотографии гравюра была самым удобным способом изготовления сразу нескольких одинаковых изображений. Свои работы Дюрер, как и многие его современники, делал на заказ и на продажу. Именно поэтому сейчас трудно сказать, сколько точно существует вариантов той или иной гравюры. В отличие от художников XX века, занимавшихся гравюрой и подписывающих свои изображения, Альбрехт Дюрер их не нумеровал. Поэтому, насколько та или иная работа близка к первому оттиску, можно предполагать только на основе её внешнего вида.
Дюрер освоил и ксилографию, так называемую гравюру по дереву. На выставке представлена доска для создания подобных гравюр. Правда, датируется она XVIII веком, но похожа на те, с которыми работал Дюрер. На доске изображено первое видение, описанное в Откровении Иоанна Богослова — последней книге Нового Завета. Ксилография во времена Дюрера использовалась в основном для иллюстрирования книг. Присутствуют в экспозиции и две гравировальные доски с копиями работ Дюрера из цикла «Гравированные страсти». Это очень точные копии, однако если сделать с них оттиски, то изображения будут зеркальными. Это связано с тем, что чаще всего гравёр-копиист покупал авторский оригинал, прикладывал его к медной пластине и переводил, выделяя все линии инструментами. Затем рисунок вырезали штихелем, и он был готов к печати. Автор представленных в музее копий неизвестен, экспонаты относятся ко второй половине XVI века. В планах у сотрудников музея изучить ценные экспонаты и попробовать установить их авторство.
Работы Дюрера отличаются большим количеством деталей и наличием скрытых смыслов. В экспозиции можно увидеть две из трёх знаменитых «мастерских гравюр»: «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». Обе иллюстрируют человеческие добродетели: стремление к созерцанию и муки творчества. Они были созданы в поздний период творчества художника. Святой Иероним, изображённый на первой гравюре, оставил мирскую жизнь и стал священником. В покаяниях и молитвах старец переводил Библию на латинский язык с древнегреческого и древнееврейского. В образе Иеронима воплотились представления Дюрера об учёных, которые покидают мирскую суету ради уединённой созерцательной жизни. На гравюре «Меланхолия I» предстаёт ангел, занятый муками творчества. Его огорчает то, что у него не всё получается, как бы хотелось. Третья гравюра, которая также относится к «мастерским», — «Рыцарь и смерть». Эта работа воплощает такую добродетель, как стремление к деятельности.
Работал Дюрер и над целыми сериями гравюр. Примером служат указанные выше «Гравированные страсти», созданные в период с 1507 по 1513 год. На выставке можно увидеть и работу «Христос, стоящий у колонны». В гравюрах данной серии усложнена композиция и проработаны детали.
В 24 года Дюрер открыл собственную мастерскую и стал довольно известным художником. После этого современники стали делать легальные и нелегальные копии его работ. У Дюрера появились ученики, работы которых также представлены на выставке в музее. Кураторы проекта предоставили не только гравюры, но и поделились интересными фактами об их авторах. В экспозиции представлена и работа небольших размеров, получившая название «Волынщик». Фигура музыканта скопирована последователем точно, а вот растительность вокруг изменена. Часто последователи Дюрера не подписывали свои картины, поэтому на работах значится подпись: «Автор неизвестен». Для того чтобы более детально ознакомиться с работами, в выставочном зале можно взять лупу.
Среди последователей Дюрера — Генрих Альдегревер. На выставке можно увидеть серию его работ «Подвиги Геркулеса». Она датируется 1 550 годом и вышла уже после смерти Дюрера.
Вещи эпохи
В отдельной витрине размещены монеты, которые были в ходу во времена Дюрера, а также приведены примеры, что можно было приобрести за эти деньги. Например, по свидетельству художника, он лично уплатил 100 дукатов за краски и прочие материалы для творчества. Творчеством во времена Дюрера заниматься было недёшево, и гравюра благодаря возможности тиражирования позволяла зарабатывать деньги на материалы. В одной из дневниковых записей Дюрер жалуется на то, что выручил за гравюру, над которой работал целый год, сумму, сопоставимую с той, что потратил на обеспечение себя в этот срок.
Интересными экспонатами являются кубки, созданные во времена Дюрера. Они размещены в отдельных витринах.
– Отец и братья художника были весьма успешными ювелирами, — рассказала Елена Бирюкова, куратор выставки. – В экспозиции представлен серебряный кубок XVI века. Любопытно, что крышку для него изготовили в России уже в XVII веке, в той же стилистике. Получилась такая интересная комбинация работ российских и немецких мастеров. Германия и Австрия в те времена славились запасами серебра, и ремесленники задавали тренды в подобном искусстве.
В экспозиции демонстрируется видеоэкскурсия по выставке гравюр Альбрехта Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго, состоявшейся в Историческом музее в 2021 году. Посетить выставку можно до 17 сентября.
Организаторами проекта являются Министерство культуры Российской Федерации, а также Правительство Хабаровского края.
К слову, в августе и сентябре в музее состоятся лекции кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и юриспруденции АмГПГУ В.В. Иванова, посвящённые эпохе Средневековья. Первая пройдёт 17 августа в 18:30. Вход на мероприятие платный. Необходима предварительная запись по телефону: 59-08-50.
После Комсомольска экспозиция отправится на «отдых», так как подобные экспонаты нельзя выставлять более трёх месяцев.
Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора