СОКРОВИЩА АМУРСКОГО РАЙОНА

В национальных сёлах Ачан, Джуен и Омми Амурского муниципального района работают коллективы, которые по праву можно назвать творческими сокровищами. У каждого своя интересная история и традиции.

«Звезда» села Омми

Более 15 лет в селе Омми работает коллектив «Хосикта», что в переводе с нанайского обозначает «звезда». Создателем и бессменным руководителем ансамбля является Анастасия Дигор. В деятельность коллектива вовлечена значительная часть детей поселения, в которой главной целью является сплочение детей, родителей и других жителей села. Занятия проходят в центре национальной культуры «Эрген».

В настоящее время в ансамбле занимается более 25 детей в возрасте от 4 лет и старше. Есть и взрослые, некоторые из которых старше 40 лет.

Коллектив «Хосикта» помогает сохранить национальную культуру коренных народов Приамурья. Он является гостем многих мероприятий Амурского района. Не так давно представители села Омми приняли участие в праздновании 65-летия Амурска и 95-летия села Джуен. Выступали ребята и на мероприятиях к 60-летию Амурского муниципального района. Один из представленных номеров назывался «Анда», что в переводе означает «друзья». Есть в репертуаре коллектива танцы, посвящённые культурным традициям, а также распространённым видам деятельности — охоте и рыбалке.

Коллектив «Хосикта»  — постоянный участник сельских, межпоселенческих, районных, краевых мероприятий, таких как межрайонный фестиваль хореографии «Магия танца», фестиваль народного творчества КМНС «Аист над Амуром». Участвовали представители села Омми и в международном фестивале «Живая нить времён», краевом фестивале «Бубен Дружбы» и других.

Участники коллектива при подготовке номеров параллельно изучают национальные традиции и обычаи, что позволяет им глубже проникнуть в смысл того или иного танца.

Ансамбль «Хосикта»

«Солнце» из Ачана

Народный фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Сиун» села Ачан в этом году отметил своё 65-летие. Его история начинается в далёком 1958 году.

В переводе с нанайского коллектив называется «Солнце», и действительно, его участники освещают своим творчеством не только весь Амурский район, но и территории далеко за его пределами.

Начинался ансамбль с группы людей, которые ездили с концертами по рыбацким станам и соседним сёлам. У истоков «Сиуна» находились Любовь Киле, Анна Ходжер и Валентина Киле. Более полувека ансамблем руководила Нина Павловна Гейкер, которая ушла из жизни этим летом. Сейчас возглавляет коллектив Вера Киле, выполняющая также роль балетмейстера. В своё время она также занималась в «Сиуне», а потом прошла обучение и стала создавать самобытные номера.

У ансамбля «Сиун» есть младший «брат» – коллектив «Тасима», в переводе с нанайского – «лепёшечка». Ему 36 лет. Создал его Понгса Киле. Теперь дети в Ачане сначала идут в коллектив «Тасима», а затем, когда им исполнится 16 лет, при желании переходят в «Сиун». К слову, самому взрослому участнику солнечного ансамбля более 75 лет. Заниматься в коллективах могут не только представители коренных народов, но и все желающие.

Ансамбли «Сиун» и «Тасима»

Среди популярных номеров ансамблей — «Камлание» и «Воронята». Они до сих пор в репертуаре, и танцуют их представители уже не первого поколения жителей Ачана. В первом танце отдаётся дань традициям коренных народов, второй – сказка о воронах, отбивших своих детей от хищной птицы. Есть в репертуаре коллектива и танцы, демонстрирующие обряды, например, «Унди» (пробуждение природы) и «Каса таори» (большие поминки). К слову, обряд пробуждения природы совершал шаман, который путешествовал по сёлам. В рамках его визита совершались ритуальные представления и угощения. Проводился праздник, в рамках которого к поясу шамана все желающие привязывали цветные ленты с пожеланиями.

К каждому номеру у коллектива есть костюмы, в которых отражена культура нанайцев, в узорах представлены символы, имевшие важное значение для представителей коренных народов. Все узоры соответствуют древним канонам. Помимо одежды, в танцах используются такие предметы, как копья, бубны, палки. Все они сделаны в соответствии с традициями. Шьют одежду для участников ансамбля местные мастерицы. Важное место уделяется и хореографии. Из поколения в поколение передаются основы шаманского шага, использующегося в номерах. Причём в мужских и женских вариантах есть отличия.  

Коллектив «Сиун» за свои 65 лет побывал не только в различных городах России, но и в 14 странах мира, таких как Болгария, Южная Корея, Норвегия и Таиланд. В этом году танцоры покорили участников фестиваля народов крайнего Севера в Москве.

Ансамбль «Сиун»

«Сомики» и «Девушки» из Джуена

В селе Джуен  более 45 лет работает детский ансамбль «Лахакан». С нанайского он переводится как «сомики». Основателем считается Любовь Навит, которая в 1976 году собрала неравнодушных людей, чтобы исполнять нанайские песни и танцы.

Сейчас в коллективе около 30 детей разного возраста. Последние полгода ансамблем руководит Галина Киле. До неё «Лахакан» возглавляла Маргарита Киле, которая пока находится в декретном отпуске. Преимущественно в репертуаре коллектива танцы, среди которых как национальные — «Бей в бубен» или «Танец охотников», а также русские народные и даже бальные. Такое разнообразие позволяет вызвать у детей интерес и участвовать в различных мероприятиях. С национальными танцами ребята выступают в стилизованных костюмах. Их для коллектива шьёт местная мастерица из села Джуен Людмила Ходжер, известная в крае изготовлением одежды из рыбьей кожи.

Взрослые жители села выступают в коллективе «Гучкули паталансал», что в переводе означает «красивые девушки». Существует ансамбль более 15 лет.

Сейчас в ансамбле десять человек старшего возраста. Руководит им учитель начальных классов местной школы Ирина Гаер. Участницы ансамбля исполняют нанайские песни, а также русские на нанайский лад. Изюминкой коллектива являются театрализованные постановки нанайских сказок. С ними участницы ансамбля «Гучкули паталансал» выступали в 2022 году на форуме коренных народов Приамурья и получили первое место.

Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика