МАНЬЧЖУРСКИЙ ИСХОД

В городском краеведческом музее открылась выставка «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро 1938-1941». На ней представлены уникальные кадры.

Ямадзоэ Сабуро передал свой архив Токийскому университету, и в 1990 году в Новосибирске был представлен доклад японских учёных о жизни русских старообрядцев в эмиграции. Через четыре года все материалы были переданы во Владивосток, и сегодня часть из них приехали к нам из Приморского государственного объединенного музея-заповедника имени В.К.Арсеньева.

На выставке представлены фотографии, которые рассказывают о русском старообрядческом селе Романовка в самом сердце Маньчжурии 1930-х годов. К тому времени коллективизация докатилась до Приморья, где на реке Бикин, в дебрях Сихотэ-Алиня, со второй половины XIX века жили старообрядцы. В уссурийскую тайгу, подальше от царских чиновников, ехали раскольники из Западной Сибири и европейской части России. В районе реки Бикин возникли целые поселения,окружённые хуторами, заимками, монашескими скитами. Жители занимались хлебопашеством и скотоводством, охотой, заводили кузницы, пасеки и маслобойни.

Ямадзоэ Сабуро с охотниками Сидором Власовичем Кожиным (слева) и Анисимом Ивановичем Калугиным. Слева Павлик Калугин

Первичная советизация Дальнего Востока после 1922 года не особенно затронула раскольников, которые отнеслись к «диктатуре пролетариата» с тем же равнодушием, что и к власти царя. Однако начатая Сталиным в 1929 году коллективизация заставила старообрядцев задуматься, в какой стране они вдруг очутились, поскольку в 1930 году началось тотальное раскулачивание. Отбирали всё: скот, сельхозинвентарь, урожай, самих старообрядцев давили непомерными налогами. Недовольных отправляли в лагеря, самых активных — расстреливали.

В 1932 году на реке Бикин вспыхнуло восстание старообрядцев, которое было жестоко подавлено войсками ОГПУ. Было арестовано 565 повстанцев, из них 122 расстреляно.

Оставшиеся бежали кто в глубь тайги, кто через Уссури — в Маньчжурию. Так между городами Харбином и Муданьцзяном возникло село Романовка.

Буквально за короткий срок это поселение стало зажиточным и процветающим. К 1945 году в Романовке насчитывалось 40 дворов и 200 жителей. Старообрядцы и в Маньчжурии также занимались земледелием, скотоводством, охотой. В 1938 японские учёные приехали исследовать жизнь необычных колонистов, для того чтобы раскрыть феномен успешности ведения натурального хозяйства в отрыве от цивилизации. Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го.

Фотографии любительские, но благодаря именно японскому фотографу, его дружелюбию и умению общаться, ему были открыты  самые потаённые оттенки жизни жителей села. Он снимал их молельный дом, ритуалы, обычную жизнь. На некоторых фотографиях жители даже улыбаются, хотя в традиционном к чужакам отношении старообрядцев улыбки не приветствовались.

Эти фотографии уникальны своей настоящей документальностью, это буквально слепки не только прошедшей эпохи, но и совершенно другой жизни, иных ритуалов. К примеру, на одних фотографиях можно увидеть традиционный девичник.

«На девчонках сапоги каки-то. Это не обутки. Обутки просто кожаны, без голяшек (голенищ). Шили из чушечьей, медвежьей кожи. Здесь вот оборки завязывали, с ноги не падали. А зимой катанки (валенки). Покупали в Хантахезе, не помню, чтоб катали», — пишет И.А.Ревтова (урожд. Калугина), США, 2006 год.

«Везде босые бегали, туфли надевали только по большим праздникам», — отмечает М.И.Басаргина (урожд. Калугина, Хабаровский край, 2006 год.

Также можно узнать, как готовили землю в рассаднике под посадку капусты.

«В Романовке у всех такие рассадники на столбах были. Делали их только под капусту. Внизу на её кака-то болесь нападала — корни чернели, да и мошка сильно ела её. А выше от земли, так ещё и лучше, теплее. Поливать, конечно, трудно: высоко вёдры с водой подымать. Вишь, сани вместо лестницы приспособила. Голь на выдумку хитра», — отмечает Л.И.Терёхина (урожд. Зубарева), Хабаровский край, 2007.

Кроме охоты, старообрядцы отлавливали тигров и поставляли их в зоопарки стран мира.

«На живую тигру так ходили. Собаки её окружали. А делается такая рогатина. Один с рогатиной, у другого верёвки. Собаки её держут, а охотник должен сзади подойти и рогатиной хоп — за шею к земле. Надо её обязательно удержать, а она выворачивается! Другие подскакивают, на ноги петли наворачивают. Задние ноги связали, сейчас в пасть палку, верёвками обвязали, тут она уже не укусит», — описывает охоту А.А.Павлов, Хабаровский край, 2006

«Один раз так было. Отец наш тигрёнка поймал, надо его завязать. А тигрёнок-то набросился на отца. Отец ему рогулку, а он рогулку цап — и раскусил, и на отца. А у отца палка осталася, он по голове трахнул тигру-то, а тот очумел, тогда его схватили — и в клетку. Ну, там трус не должон быть», — пишет В.С.Калугин, Австралия, 2008.

Кроме фотографий на выставке представлены вещи старообрядцев, такие как лестовка, пояс, иконы, посуда.

Жизнь села Романовка длилась около 20 лет, в 1945 году с приходом Красной Армии некоторых жителей отправили в лагеря, другим удалось вновь бежать, и поселиться в общинах единоверцев по всему миру, от Аляски до Австралии.

Сегодня у комсомольчан появилась уникальная возможность прикоснуться к далекой эпохе, увидеть фотографии жизни и быта людей иного склада характера, иной веры.  Выставка продлится до 10 сентября.

Евгений Сидоров. Фото автора

Яндекс.Метрика